КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

нетрадиционный культ

НЕТРАДИЦИОННЫЙ КУЛЬТ (от лат. cultus — почитание) — объединение верующих, возникшее вне организационной структуры традиционных религий, для совместного почитания какого-либо духовного лидера, чье учение и предлагаемые практики воспринимаются как способ благоприятного удовлетворения всего спектра жизненных потребностей. В отличие от понятия религиозного культа, под нетрадиционным культом следует понимать один из современных типов религиозных объединений.

Считается, что некоторые признаки, свойственные нетрадиционным культам, были отмечены еще в начале XX в. Э. Трёльчем в его описании мистических движений как самостоятельной формы религиозных исканий. Трёльч обратил внимание на процесс индивидуализации религиозных настроений, их внедоктринальную направленность, ориентацию верующих на личный мистический опыт богообщения, ситуативность и неустойчивость возникающих при таком состоянии религиозных групп. В 1930-х гг. эти признаки были систематизированы и дополнены в исследованиях Г. Беккера, который выявил их наличие у определенного типа религиозных объединений, названных «культами». Этот тип характеризуется отказом верующих от неукоснительного следования какому-то предписанному традицией образу священного. Основой объединения, обычно аморфного и непродолжительного, становится авторитет неформального духовного лидера и/или разделяемые членами группы идеи и совместные экстатические переживания, при широкой вариативности выбираемых религиозных практик<#whitespace />и отсутствии строгих обязанностей внутри группы.

С середины XX в. началось изучение феномена нетрадиционных культов. В 1950–60-х гг. наблюдаемые в то время сообщества нетрадиционных культов отождествлялись некоторыми исследователями с религиозными сектами. Однако уже в середине 1960-х гг. рядом социологов религии была обоснована необходимость различения религиозного сектантства и нетрадиционных культов. Отмечалось, что культы не имеют исторических связей с какими-либо ранее сложившимися религиями, подобных тем, которые свойственны религиозным сектам. Дальнейшие исследования показали возможность дифференциации нетрадиционных культов и новых религиозных движений. При некоторых общих чертах они имеют явные различия в организационном плане, а также в перспективах и масштабах распространения.

К описанию «культов», сформулированному Беккером, исследователями был добавлен ряд характеристик, отражающих современный социокультурный контекст возникновения нетрадиционных культов. Указывается на существование благоприятной для них среды обитания («cultic milieu») ― плюралистического общества, в массовом сознании которого заметное место занимают увлечения мистикой, магией, эзотерическими учениями и т. п. Эта обстановка порождает еще одно явление, способствующее существованию нетрадиционных культов ― постоянно пополняющийся контингент «ищущих» («seekers»), т. е. пребывающих в духовном поиске, но так и не совершивших окончательного определенного выбора. Какая-то часть этого контингента не испытывает дискомфорта от такой неопределенности, напротив ― воспринимает свои перемещения из одной религиозной общности в другую как акты собственного духовного роста. Периодические «остановки» на этом пути и приводят к образованию то одного, то другого культа. Подавляющее большинство нетрадиционных культов краткосрочны, их состав текуч. От приверженцев культов, как правило, не требуется строгих ограничений в их повседневной жизни (если только они не идут на это добровольно) или категорического разрыва с прежней религиозной ориентацией. Если появляются какие-либо лидеры, то они имеют лишь недолговременное влияние, которое быстро вытесняется популярностью создателей новых нетрадиционных культов.

Среди отношений, на основе которых формируются наиболее распространенные модели «культового поведения», выделяются «аудиторные» и «клиентские». «Аудиторные» отношения состоят в усвоении «культовых» норм и ценностей опосредованно, через специфическую продукцию аудио, видео, печатных и электронных изданий и т. п. Эти отношения не предусматривают каких-то явных организационных форм и процедур членства, могут обходиться и без персонифицированного лидерства. «Клиентские» отношения строятся по типу оказания услуг (совершение магических операций по заказу клиента, целительские действия, обучение психотехникам и пр.) потребителям со стороны индивидов, пользующихся авторитетом как обладатели сверхобычных способностей. Такие отношения регламентируются в основном режимом предоставления запрашиваемых услуг (расписанием и местом приема или проведения занятий, приобретением клиентами специальной литературы или предметов и т. п.).

При относительно длительном соответствии почитаемых ценностей потребностям приверженцев нетрадиционных культов может начаться организационная институциализация. В таком случае не исключена эволюция от «харизматического культа» (поддерживается личной харизмой основателя) к «устоявшемуся культу» (воспроизводится сложившимся кругом учеников и последователей харизматического лидера) и далее к «централизованному культу» (опирается на административную структуру, имеет легитимные учреждения). На последней из этих стадий культ может перерасти в новое религиозное движение, а в условиях религиозного плюрализма<#whitespace />― получить общественное признание как допустимая форма религиозного самоопределения верующих.

В зависимости от мотивов, по которым возникает временная консолидация индивидов, в массиве нетрадиционных культов выделяются несколько разновидностей. «Альтернативные» группы ориентированы на выработку у своих членов отдельных положительных изменений в их собственном мировоззрении и поведении; они не практикуют контроля над участниками, не выдвигают требований социального переустройства и не вызывают общественной обеспокоенности. «Спасающие» группы стремятся к полному обновлению сознания и образа жизни последователей на началах исповедуемого учения, но также не затрагивают существующий общественный порядок и не применяют принудительного удержания в своих рядах. Конфликтность для этих групп возникает в основном при отношениях с семьями неофитов, не желающими смириться с «уходом» родственников в культы. «Реформистские» группы не довольствуются одним только внутренним самоусовершенствованием, полагая необходимыми и некоторые перемены социального характера. Но общество и культура не рассматриваются ими как полностью враждебные, и обновленческие инициативы заявляются именно как реформирование, а не как полное упразднение существующего. «Трансформистские» группы являются наиболее радикальными. Они отвергают все существующие институты государства и общества, представляя себя носителями миссии по коренному переустройству мира. В этих группах сильны настроения исключительности и имеет место контроль за деятельностью их участников.


Теги:  мистика
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.