КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Вольтер

 

 Вольтер (Voltaire, 1694-1778) - псевдоним Франсуа-Мари Аруэ – философ, поэт, романист, сатирик, драматург.

 

Ж.-А.Гудон. Вольтер, 1781.

 В. по праву является олицетворением философии и литературы Просвещения, не потому, что он был самым радикальным мыслителем эпохи, напротив, его умеренные воззрения уступают по глубине и смелости взглядам таких его современников, как Дидро и Руссо, но потому, что вся его жизнь, особенности его темперамента, система взглядов, основные черты таланта сделали его символом передовой мысли своего времени. Популярности Вольтера как писателя способствовали три основные черты его художественного творчества: краткость; талант рассказчика; знаменитая вольтеровская ирония, которой пронизано не только его творчество, но и вся жизнь: В. борется с предрассудками при помощи смеха.

Свои философские воззрения В. высказывает как в философских трудах («Философские или Английские письма, 1734; «Философский словарь», 1764), так и в художественных произведениях – философских повестях, поэмах « Генриада» (1728) и «Орлеанская дева» (1735), трагедиях «Магомет» (1742), «Заира» (1733) и др.

 В. отвергал метафизические системы, претендовавшие на универсальное объяснение действительности, но традиционные философские проблемы ( о существовании и бытии Бога, о свободе воли и предопределении) всегда интересовали его. В. утверждает познание чувственное, стоит на позициях локковского сенсуализма, что приводит его к отрицанию сверхъестественных явлений и признанию ограниченность человеческого разума ( философские повести «Задиг, или Судьба» ,1748; «Микромегас», 1752).

 Всю жизнь В. интересовали философские категории добра и зла, которые занимают центральное место в большинстве его повестей («Микромегас», «Кандид»,1759, «Задиг», «Мир, как он есть», 1746; «Простодушный», 1767 и др.). Так, в повести «Кандид, или Оптимизм» В. сталкивает три миросозерцания, чтобы показать ложность основной начальной идеи, выраженной в словах учителя юного Кандида философа Панглосса: «Все к лучшему в этом лучшем из миров». Это утверждение опровергается самой жизнью, ибо мир, в отличие от теорий, полон дисгармонии, жестокости и зла. Под воздействие жизненного опыта наивный юноша приходит к философии житейской мудрости, выраженной в словах подлинно счастливого турка-садовника: «Надо возделывать свой сад», говорит он Кандиду, ибо труд гонит скуку, порок и нужду. В. не просто показывает несостоятельность оптимистической и пессимистической философий, но и утверждает мировоззрение, в основе которого лежат основные идеи Просвещения: совершенствование общества путем развития каждого отдельного человека благодаря конкретной трудовой деятельности.

Не переставая размышлять о причинах и условиях существования зла, он проходит путь от утверждения всеобщей гармонии, от восприятия зла как необходимой положительной силы, служащей для предостережения и воспитания человека к социальному пониманию этого явления, к убеждению в том, что чтобы избавиться от зла необходимо изменить общество.

Одной из главных задач писатель считал борьбу против религиозного фанатизма, преступлений инквизиции, религиозных войн, причиной которых являются суеверия и предрассудки. Критика исторических религий, католической церкви и нетерпимости проходит через все творчество писателя. В. полагал, что «если бы Бога не было, его надо было бы выдумать», признавая веру из соображений моральных и политических, ибо она является основой мирового порядка. Но на протяжении всей жизни он боролся с «гадиной» (католической церковью), активно участвуя в самых громких процессах по защите жертв фанатизма (например, дело Каласа). В. считал, что суеверия церкви наиболее опасны, ибо широко распространены, хотя на самом деле они противоречат здравому смыслу и оправдывают общественное зло, поэтому он отвергал и высмеивал догмы, культ и чудеса, открыто говоря о преступлениях церкви – инквизиции, религиозных войнах и гонениях.

В. обращается и к философии истории («История Карла XII». 1731; «Век Людовика XIV», 1739-1751; «Опыт о нравах и духе народов», 1754). Он полагает, что историческое развитие закономерно и логично, им руководит не рок и случай, но естественные причины, которые необходимо изучать и объяснять. Благодаря его трудам исторический анализ обретает научную основу. В., призывавший к тщательной документации исторического повествования и к критическому исследованию источников, особое внимание уделял истории различных народов, их нравам, обычаям, культуре, он по праву считается одним из первых научных этнологов. А.С. Пушкин отметил, что в вольтеровских произведениях «философия говорила общепонятным и шутливым языком». Уникальное сочетание таланта писателя с выдающимися способностями общественного деятеля дало основание называть XVIII столетие «веком Вольтера». На протяжении многих лет В. переписывался с Екатериной II и купленная ею библиотека В. хранится ныне в Российской национальной библиотеке Санкт6Петербурга.

Лит. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995; Державин К. Н. Вольтер. М., 1946; Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Савкова Л.С. "Философские повести" Вольтера : Проблематика и поэтика. АКД, СПб, 1994.

 

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.