КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Монтескье

Монтескье Шарль Луи де Секонда, барон де (Montesquieu, 1689-1755) – философ и писатель.

 

 По признанию современников, М., один из величайших философов века во многом определивший развитие его идей, отличался поистине энциклопедическими знаниями и широчайшими интересами: право, политика, история, демография, физика, анатомия… Однако прежде всего он писатель и философ, автор двух великих книг – романа «Персидские письма» (1721) и трактата «Дух законов» (1748).

Трудом всей жизни М. был его энциклопедический трактат «О духе законов» (1748), хотя впервые идеи философа в их концентрированном комплексном виде были высказаны на страницах его романа «Персидские письма» (1721). Понять причины существования различных форм общества, сформулировать систему взглядов на причины и историю формирования законов, которые являются гарантией политической свободы – такую цель ставит перед собой философ. Обращаясь к различным эпохам, народам и государствам, он не критикует их порядки, а объясняет их, показывая, что в мире нет произвола, а история отдельного народа представляет собой лишь частное проявление общих начал. Заявляя, что рассматривает «части только для того, чтобы познать целое», М. определяет социальную целостность через понятие «общего духа народов», который является результатом многих причин, управляющих людьми: климата, религии, законов, принципов правления, нравов, обычаев и т.д. «Географический детерминизм» философа, который полагал, что климат и почва оказывают решающее влияние на образ правления, поскольку определяют психологию народов, а рельеф местности воздействует опосредованно через величину территории, представлял собой значительное достижение социально-философской мысли эпохи и был значительным шагом вперед.

М. выделял два вида законов: вечные и неизменные, созданные самой природой, «естественные», и установленные людьми, социальные, полагая, что они необходимы и должны согласовываться друг с другом. Применение закона непосредственно связано с типом государства: при республиканском строе, когда власть принадлежит немногим (аристократическая республика) или всему народу (демократическая), торжествуют политические добродетели, в основе которых лежит любовь к законам, отечеству и готовность пожертвовать собою ради общего блага. При монархическом строе правит одно лицо, но посредством неизменных установленных справедливых законов; деспотизм же основан на воле и произволе одного лица, которое правит без соблюдения законов. М. симпатизирует монархии, признавая, что она является неустойчивой формой правления, ибо легко может превратиться в тиранию. Идеалом для философа, как и для большинства просветителей первой половины века, была английская ограниченная конституционная монархия.

В «Персидских письмах» М. создает новую жанровая разновидность французского романа, в основе которого лежат рассуждения, представляющие собой, как замечает сам автор, отступления, почти невозможные в традиционном романе.

 Писатель обращается к мотиву путешествия, ставшему традиционным в философском романе, а сам и герои предстают, прежде всего, как наблюдатели чуждой им действительности. «Персидские письма» Монтескье представляют собой роман – дискуссию, построенный на столкновении различных точек зрения, что должно последовательно привести к нахождению истины.

 На протяжении всего романа писатель осуждает европейскую цивилизацию непредубежденным представителем иного мира, сравнивает Восток и Запад, что приводит к историзму мышления. Именно эти задачи – сатирико-обличительную и философскую - ставил перед собой автор, обратившись к восточной тематике. Критикуя французский абсолютизм, католическую церковь, нравы французского общества, М. не стремиться изменить мир, он пытается понять его, чтобы затем его улучшить, и это познание приводит его к относительности всего, необходимо признать, что в мире нет ничего абсолютного, что существуют иные ценности и цивилизации, которые не лучше и не хуже твоей собственной. Осуждение фанатизма и нетерпимости в любой форме, отказ от тирании, которая превращает страну в тюрьму для ее жителей, соответствие мыслей и поступков, стремление к счастью и процветанию всех – такие требования выдвигает Монтескье – просветитель в своем романе, который отличается не только глубиной философских размышлений, но и удивительным изяществом и разнообразием формы и стиля.

 Утверждение плюрализма культур, разумное наблюдение за миром и индивидом – вот что отличает Монтескье, гражданина Вселенной, который говорил, что если бы он знал о существовании некой вещи полезной для его страны, но губительной для других, то никогда бы не предложил ее своему государю, ибо «прежде всего я человек, а потом уже француз».

Лит. Dictionnaire des lettres françaises. Le XVIIIe siècle. Paris, 1995 ; Васильева Е.Н. Монтескье и Россия. АКД, СПб, 2011; Васильева Е.Н. «Персидские письма» Монтескье. Роман-путешествие или восточная сказка? // Материалы XXXVII международной филологической конференции СПбГУ. Санкт-Петербург, 2008. С.33-39; Васильева Е.Н. Власть женщины – женственная власть (Женщина в творчестве Шарля-Луи Монтескье) // XVIII век: женское / мужское в культуре эпохи. Москва: Экон-Информ, 2008. С.37-43; H. Ю. Плавинская «Дух законов» Монтескье и публицистика великой французской революции 1789—1789 гг. // От старого порядка к революции Л.: Изд-во ЛГУ. 1988. с.145-155.

 


Теги:  философия эпохи Просвещения, французская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Алташина В. Д.