КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Максим Исповедник

Максим Исповедник, прп. (ок. 580 — 13 августа 662) − великий христианский богослов и философ, исповедник православия.

Жизнь. Существует две версии жизни М. Согласно традиционному Житию, М. родился в знатной семье в Константинополе, получил прекрасное светское образование, в том числе философское, был замечен императором Ираклием, и еще совсем молодым человеком стал его секретарем, однако вскоре решил посвятить себя целиком подвижнической жизни и ушел в монастырь (ок. 613–614 гг.). Он подвизался в Хрисополе, недалеко от столицы около десяти лет. Здесь, ок. 618 г., он встретился с монахом Анастасием, который стал его учеником и уже с ним не расставался. Затем М. переехал в монастырь св. Георгия в Кизике, на берегу Мраморного моря. Здесь он познакомился с Иоанном, архиеп. Кизическим, по просьбе которого потом, уже в Африке, написал знаменитые Трудности к Иоанну, где истолковывал трудные места из ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА. Но еще до этого, когда он находился в Кизике, М. написал свои первые сочинения, принесшие ему славу и имя выдающегося церковного писателя. Это были Слово о подвижнической жизни, Главы о любви, Вопросы и недоумения, знаменитое письмо 2, к кубикуларию Иоанну О любви и ряд других сочинений. Однако вскоре, где-то в 626 г., из-за нашествия персов и авар ему пришлось покинуть монастырь, и, пробыв некоторое время на Крите и на Кипре, он оказался в Северной Африке, в Карфагене, где встретился с будущим патр. Иерусалима СОФРОНИЕМ. М. признал его своим духовным отцом и подвизался в монастыре близ Карфагена, где его и застало известие о появившейся в империи новой ереси – моноэнергизма, лидером полемики против которого вместе с СОФРОНИЕМ ИЕРУСАЛИМСКИМ он вскоре встал.

По другой версии, которая восходит к сирийским монофелитским источникам, недавно опубликованным, юность М. проходила в Палестине, происхождения он был низкого, а обучение проходил в одном из монастырей Палестины. Ряд ученых считают, что в Константинополь М. попал уже позднее, после завоевания Иерусалима персами в 614 г. Некоторые же вообще ставят под сомнение его пребывание в Константинополе и при дворе, считая, что формирование М. протекало главным образом в Лавре св. Саввы в Палестине, а затем в Александрии, где он имел возможность учиться философии в одном из главных центров философской мысли в империи. Но и по этой версии М. в конечном счете оказался в Северной Африке, в Карфагене. Именно здесь были созданы наиболее выдающиеся богословские сочинения – Трудности к Иоанну, Толкование на молитву Господню, Мистагогия, Вопросоответы к Фалассию и многие другие. М. находился в переписке с монахами и мирянами по всей империи, многие, в том числе весьма знатные люди, − префекты Карфагена Георгий, а затем Григорий, экзарх Северной Африки иллюстрий Петр, видные монахи, пользовались его советом и наставлением. Его письма к ним сохранились.

В 633–634 гг. М. вступил в полемику против новой ереси после заключения моноэнергистской унии (633) в Египте и Ливии между халкидонитами в лице Кира, папы Александрии, и монофозитами-феодосианами. Уния содержала статью об одном «Богомужеском действии» во Христе, искажавшую букву и (как считали СОФРОНИЙ и М.) смысл соответствующего выражения ПС.-ДИОНИСИЯ. Под давлением СОФРОНИЯ ИЕРУСАЛИМСКОГО Уния в том же году была заменена патриаршим Псифосом, который ради церковного мира запрещал говорить как о двух, так и об одном действии во Христе. М., как и СОФРОНИЙ, этот указ соблюдали, вместе с тем отстаивая православное учение о природных действиях во Христе (М. в этот период пишет Трудности к Фоме и письмо 19, к Пирру). В 638 г. имп. Ираклием был издан царский Экфесис, с которого берет начало новая ересь монофелитства – об одной воле во Христе. М. вступает в полемику с ней в 640 г. и становится лидером в борьбе с монофелитством (в 640–649 гг. он пишет Богословско-полемические сочинения, где утверждает православное учение о двух природных волях Христа). В 645 г. в Карфагене был устроен диспут М. с экс-патриархом Пирром, одним из лидеров монофелитов. В результате этого диспута Пирр признал себя побежденным и принес (как потом выяснилось лицемерное) покаяние в Риме папе Феодору. Следующий папа, Мартин, вдохновленный М. и его сподвижниками собрал в 649 г. в Риме Латеранский собор, осудивший ересь монофелитства (Экфесис) и изданный недавно имп. Константом Типос, воспрещавший споры об одной или двух волях во Христе. Вскоре папа Мартин и М. были схвачены и отправлены в ссылку. М. и его ученики (два Анастасия) перенесли несколько ссылок и в конечном счете после того, как были осуждены на монофелитском соборе 662 г. были подвергнуты жестоким мучениям (М. вырвали язык и отрубили правую руку), были обвинены в ереси НЕСТОРИАНСТВА и отправлены в ссылку на Кавказ, где и скончались. На VI Вселенском соборе 681 г. диофелитство победило, но отцы Собора не решились прославить М., боясь скомпрометировать себя самих, не сопротивлявшихся ереси; святым в господствующей Церкви М. был признан лишь VIII в.

Учение. М. принадлежит уникальное место в истории христианской мысли Византии – создателя всеобъемлющей системы православного богословия, изложенного по-философски, с использованием понятий и концепций философских школ поздней античности, особенно неоплатонизма. Эта «система», впрочем, изложена несистематически, а в связи с конкретными потребностями богословско-философской полемики его времени. Наиболее важным для М. была полемика с оригенизмом (он поднял ее на более высокий, философский уровень по сравнению с осуждением оригенизма в VI в. при имп. Юстиниане) и его противоположностью крайним антиоригенизмом, распространившимся в его время. Последний выражался в принижении роли созерцания и очищения ума в духовной жизни, в пренебрежении духом Писания (буквализм) и в ошибочных установках в аскетической жизни, в которой весь акцент делался на телесной аскезе и борьбе с плотскими страстями. В аскетических и экзегетических трудах М. противостоял и крайнему спиритуализму оригенистов, и указанным тенденциям их радикальных противников. Его «система» в целом охватывает учение о подвижнической жизни, учение о созерцании (творения и Писания), догматическое учение и мистическое учение Православной Церкви (включающее как толкование богослужения, так и учение о мистическом единении с Богом; они толкуются друг через друга). В своем «синтезе» М. органично включил и переработал богословие АПОЛОГЕТОВ, ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО, КЛИМЕНТА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, ОРИГЕНА, КАППАДОКИЙЦЕВ, ЕВАГРИЯ, НЕМЕСИЯ ЭМЕССКОГО, КИРИЛЛА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, Пс.-ДИОНИСИЯ и авторов ЛЕОНТЬЕВСКОГО КОРПУСА. Часть схолий Ареопагитского корпуса, возможно, тоже принадлежит М. В полемике с моноэнергизмом М. развил учение о двух родах Богомужеского действия (энергии) – в чудотворении и страдании, а в полемике с монофелитством дал новое толкование Гефсиманского моления Христа, в котором подчеркнул роль разумной человеческой воли в принятии Креста и деле нашего спасения. Вместе с тем, М. разрабатывает учение о сущностном усвоении человеческой воли Логосом воплощенным и относительном (по состраданию) усвоении Им нашего противления Божией воле в Гефсимании. В ходе этой полемики М. развил и учение о волевом акте, различив его характер у необоженного человека, с одной стороны, и у Христа и обоженного человека – с другой. В последнем случае, гномическая, выбирающая воля отсутствует или никак не проявляется – учение об единой энергии Бога и святых. Выводы полемики М. с монофелитами были усвоены и воспроизведены ИОАННОМ ДАМАСКИНЫМ, однако философские аспекты учения М., в частности, его учение об обожении, о Божественных логосах и созерцании долгое время (до ΧΙ–ΧΙΙ вв.) не были востребованы, а некоторые получили признание только в ХХ в. Во время ПАЛАМИТСКИХ СПОРОВ, разные стороны в этой полемике по-разному толковали наследие М. В православную традицию вошло его толкование ПАЛАМИТАМИ.

Литература

Издания:

Ambigua = PG 91, 10611417, ed. Oehler; Capita theologica et oecumenica (III) = PG 90, 10841173, ed. Combefis; Diversa capita 1–15 [Cap. XV] = PG 90, 11771185, ed. Combefis; Capita de caritate, ed. A. Ceresa-Gastaldo [Massimo confessore. Capitoli sulla carità, Rome, 1963]; Capita de caritate = PG 90, 9601080; Dispute de Maxime le Confesseur avec Pyrrhus, introd., texte crit., trad. et notes par M. Doucet, Montréal, 1972 (Thèse ronéotypée); Epistulae XLV = PG 91, 364649, ed. Combefis; Expositio in Psalmum LIX, ed. P. van Deun [Maximi confessoris opuscula exegetica duo, Turnhout, 1991 (Corpus Christianorum, Series Graeca 23)]; Liber asceticus, ed. R. Cantarella [S. Massimo Confessore, La mistagogia ed altri scritti, Florence, 1931]; Liber asceticus = PG 90, 912956, ed. Combefis; Mystagogia, ed. R. Cantarella [S. Massimo Confessore, La mistagogia ed altri scritti, Florence, 1931]; Mystagogia = PG 91, 657718, ed. Combefis; Opuscula Theologica et Polemica = PG 91, 9285, ed. Combefis; Expositio orationis dominicae, ed. P. van Deun [Maximi confessoris opuscula exegetica duo, Turnhout, 1991, p. 2773 (Corpus Christianorum, Series Graeca 23)]; Maximus Confessor, Verklaring van het Onze Vader [Uit het Grieks vertaald, ingeleid en toegelicht door P. Van Deun, Bonheiden, 1993 (Kerkvaderteksten met commentaar 10)]; Expositio orationis dominicae = PG 90, 872909C, ed. Combefis; Quaestiones et dubia, ed. J. H. Declerck [Maximi confessoris quaestiones et dubia, Turnhout, 1982 (Corpus Christianorum, Series Graeca 10)]; Quaestiones ad Thalassium, ed. C. Laga, C. Steel [Maximi confessoris quaestiones ad Thalassium, 2 vols., Turnhout, vol. 1, 1980; vol. 2, 1990 (Corpus Christianorum, Series Graeca 7, 22)]; Quaestiones ad Thalassium = PG 90, 244785, ed. Combefis; P. Allen and B. Neil eds. [Scripta Saeculi VII Vitam Maximi Confessoris Illustrantia, Turnhout, 1999 (Corpus Christianorum, Series Graeca 39); Ambigua ad Thomam en Epistula secunda ad eundem, kritische editie met Nederlandse vertaling en aantekeningen, ed. B. Janssens, P. Van Deun, Leuven, 2000; Maximi Confessoris Ambigua ad Thomam una cum Epistula secunda ad eudem, ed. B. Janssens, Turnhout, 2002 (Corpus Christianorum, Series Graeca 48); Епифанович С. Л., Материалы к изучению жизни и творений прп. Максима Исповедника, Киев, 1917.

Переводы:

Творения преподобного Максима Исповедника, пер. С. Л. Епифановича, А. И. Сидорова, вступ. статья и прим. А. И. Сидорова, Кн. I–II, Москва, 1993 (Святоотеческое наследие); Диспут с Пирром: преподобный Максим Исповедник и христологические споры VII столетия, отв. ред. Д. А. Поспелов, Москва, 2004 (Smaragdos Philocalias); Преподобный Максим Исповедник, О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы), пер. и прим. арх. Нектария (Яшунского), Москва, 2006 (Bibliotheca Ignatiana); Максим Исповедник, Письма, пер. Е. Начинкина, сост. Г. И. Беневич, предисл. Ж.-К. Ларше, Санкт-Петербург, 2007 (Smaragdos Philocalias, Византийская философия 2); Прп. Максим Исповедник, Вопросы и недоумения, пер. Д. А. Черноглазова, предисл. и коммент. Г. И. Беневича, Святая гора Афон – Москва, 2010 (Smaragdos Philocalias, Византийская философия 6); Прп. Максим Исповедник и его соратники: документы из ссылки, сост. и предисл. Г. И. Беневич, отв. ред. Д. А. Поспелов, Святая гора Афон – Москва, 2012 (Smaragdos Philocalias, Византийская философия 10); Прп. Максим Исповедник. Пасхалистический трактат (предисл., пер. с древнегреч. и коммент. П. В. Кузенкова) // Богословские труды. 2012. Вып.43/44. С.99−178.

Исследования: Орлов И. А., Труды св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование, Краснодар, 2010; Епифанович С. Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. Киев, 1915. Переиздано: М., 1996; Sherwood Р., An Annotated Date-List of the Works of Maximus the Confessor, Rome, 1952; Sherwood P., The Earlier Ambigua of St. Maximus the Confessor and his Refutation of Origenism, Rome, 1955; Doucet M., Dispute de Maxime le Confesseur avec Pyrrhus, introd., texte crit., trad. et notes par M. Doucet, Montréal, 1972 (Thèse ronéotypée); Brock S., «An Early Syriac Life of Maximus the Confessor», Analecta Bollandiana, 91, 1973, p. 299334. Maximus Confessor, Actes du Symposium sur Maxime le Confesseur, Fribourg, 25 septembre 1980, éds. par F. Heinzer et C. Schönborn, Fribourg en Suisse, 1982; Bausenhart G., In allem uns gleich außer der Sünde. Studien zum Beitrag Maximos des Bekenners zur altkirchlichen Christologie. Mit einer kommentierten Übersetzung der Disputatio cum Pyrrho, Mainz, 1992; Larchet J.-C., La divinisation de lhomme selon saint Maxim le Confesseur, Paris, 1996; Larchet J.-C., Maxime le Confesseur, médiateur entre l'Orient et l'Occident, Paris, 1998; Bathrellos D., The Byzantine Christ: Person, Nature, and Will in the Christology of St. Maximus the Confessor, Oxford University Press, 2004 (Oxford Early Christian Studies); Сидоров А. И. «Преподобный Максим Исповедник. Эпоха, жизнь, творчество» // Избранные творения преподобного Максима Исповедника, Москва, 2004, с. 3–108; Лурье В. М., История византийской философии. Формативный период, Санкт-Петербург, 2006; Петров В. В., Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века, Москва, 2007; Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом, сост. Г. И. Беневич, Д. С. Бирюков, А. М. Шуфрин, Санкт-Петербург, 2007 (Smaragdos Philocalias, Византийская философия 1); Беневич Г. И., Краткая история «промысла» от Платона до Максима Исповедника, Санкт-Петербург, 2013 (Smaragdos Philocalias, Византийская философия 11).


Теги:  христианство, Византия, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Беневич Г. И.