КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ильин И. А.

Ильин Иван Александрович

(1883-1953)

 

Выдающийся русский философ и правовед, представитель религиозно-философского ренессанса в России в начале 20 века; в 20-40-е годы видный деятель русской эмиграции, духовный лидер правой, православно-монархической части эмиграции. Ученик П.Новгородцева; по образованию Ильин был правоведом, сторонником идеалистической концепции права.

Философское развитие Ильина условно можно разделить на два этапа. Первый, охватывающий 1910-1926 гг. и наиболее плодотворный в философском смысле, связан с интересом Ильина к истории европейской философии и влиянием на него феноменологии Э. Гуссерля и философии жизни А. Бергсона. В работах 1910-1917 гг. («Идея личности в учении Штирнера», «О возрождении гегелианства», «Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего», «Философия Фихте как религия совести» и др.) Ильин осуществляет оригинальную интерпретацию немецкого классического идеализма в духе феноменологии и философии жизни. В это время формируется центральное понятие философии Ильина – понятие «философского акта» как иррационально-рационального, интуитивного акта единения конечного человеческого сознания с Абсолютом. Вершиной первого этапа (и всего творчества Ильина) является его двухтомная книга «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», которая по праву может считаться одним из самых оригинальных сочинений всего европейского неогегельянства. Главная цель Гегеля, утверждает Ильин, в описании специфики человеческого бытия и в утверждении центрального положения человека в реальности (как в космологическом, так и в онтологическом плане). Ключевые идеи интерпретации гегелевской философии в книге Ильина предвосхищают те принципы, которые чуть позже (в 20-30-е годы) были сформулированы в немецком и французском неогегельянстве (Р. Кронер, Г. Глокнер, Ж. Валь, А. Кожев, Ж. Ипполит), в некоторых моментах взгляды Ильина близки к экзистенциализму. Он доказывает, что рационализм является лишь внешним прикрытием для убеждения Гегеля в неискоренимой иррациональности бытия мира и человека. В изображении Ильина философия Гегеля предстает как описание «трагедии Бога», создавшего мир, но в силу непостижимой «ущербности» своей сущности не способного полностью преодолеть несовершенство мира. Человек в рамках этой системы идей оказывается высшим воплощением «страдающего Бога», он обречен на непрерывную борьбу со злом и несовершенством мира.

Следствием метафизической системы, изложенной в книге о Гегеле, является оригинальная этическая система, которая была изложена Ильиным в книге «О сопротивлении злу силою». Здесь он выступает с резкой критикой учений Л.Толстого о «непротивлении злу насилием»; это учение, как утверждает Ильин, распространившись в России в начале 20 века сделало возможным победу большевизма. Этическое учение Ильина оказывается в радикальной противоположности к этике Л. Толстого. В полном соответствии с традициями русской философии Ильин утверждает глубокую духовную взаимосвязь всех людей «в добре и зле». Это означает полную моральную ответственность каждого за все происходящее в мире и ведет в радикальному требованию – необходимости для каждого человека постоянной активной борьбы против зла и его носителей. При этом физическое воздействие на злодея необходимо только для того, чтобы через ограничение его злой воли заставить его замкнуться в своей душе и начать самостоятельную духовную борьбу со злом внутри себя. Радикализм этики Ильина проявляется в том, что он признает существование «абсолютных злодеев», в душе которых зло одержало окончательную победу; по отношению к ним «последний проблеск христианской любви» заключается в смертной казни. Это утверждение Ильина вызвало резкую критику многих деятелей русской эмиграции.

В конце 20-х годов в философских взглядах Ильина происходит радикальный перелом; главной целью он теперь считает согласование своих философских воззрений с «древнеправославной, русско-национальной» традицией. По стилю многие работы последнего периода творчества Ильин приближаются к своеобразному философскому богословию. В книге «Путь духовного обновления» (1935) главной темой становится доказательство возможности разрешения всех проблем человеческого бытия на пути возрождения ценностей религиозно-национального консерватизма: веры, любви, свободы, совести, семьи, патриотизма, национализма. Раскрытию смысла этих ценностей посвящены также книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» и «Путь к очевидности», которые по форме еще в большей степени удаляются от стиля классического философствования, представляя собой образец философско-художественной эссеистики. Философия Ильина в этот период может рассматриваться как развитие славянофильской традиции русской философии. Важнейшим слагаемым позднего творчества Ильина является концепция «духовного национализма». В ней он, с одной стороны, решительно утверждает, что каждая нация обладает неповторимым духовным своеобразием, которое не должно быть стерто в рамках общечеловеческой культуры, поэтому Ильин выступает против тенденции к культурной унификации. Но, с другой стороны, он признает, что в материальной сфере (в экономике и политике) вполне допустимо взаимодействие и сотрудничество наций.

Наиболее значительным поздним философским трудом Ильина является книга «Аксиомы религиозного опыта», в которой подвергается детальному анализу форма «религиозного акта», отделенная от его содержания (которое должно оставаться предметом богословия). Религиозный акт рассматривается Ильиным как центральный элемент всей духовной культуры человека, придающий смысл каждому моменту человеческой жизни. В этом качестве понятие «религиозного акта» замещает понятие «философского акта», характерное для ранних работ Ильина. При этом в концепции «религиозного акта» Ильин принципиально отрицает возможность соединения, слияния человека с Богом, в то время как в концепции «философского акта» это было главным.

В 30-50-е годы Ильин большое внимание уделял публицистике (сборник «Наши задачи»), в которой он пытался понять причины революционных событий в России, оценить происходящие в мире события, наметить возможные перспективы развития цивилизации. Все происходящее в мире в 20 веке он рассматривает как окончательное столкновение «раскрепощенных сил зла» и сил добра. К первым он относит прежде всего большевизм и всех, кто сочувственно относится к нему, а также фашизм (нужно отметить, что в первой половине 20-х годов Ильин позитивно относился к фашизму, считая его силой, способной противостоять большевизму), ко вторым – те силы в русской эмиграции и во всем мире, которые готовы самыми решительными средствами, в том числе военными, бороться с большевизмом и коммунизмом.

Важное место в творчестве Ильина занимают его труды по философии права и государства. Главный из них – книга «О сущности правосознания» (завершена в 1919 г., опубликована в 1956 г.) – является одной из лучших работ в русской философии права, дает классически ясное обоснование права и государства на основании принципов объективного идеализма. В последние годы жизни Ильин много сил посвятил работе «О монархии и республике» (так и оставшейся незаконченной), где главной целью стало доказательство превосходства монархической формы государственного устройства над республиканской.

 

Литература

 

1) сочинения И.А.Ильина

Идея личности в учении Штирнера: Опыт по истории индивидуализма // Вопросы философии и психологии. 1911. № 22. Кн. 106 (2)

Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего. Опыт систематического анализа // Вопросы философии и психологии. 1912. № 23. Кн. 111 (1)-112 (2).

О любезности. Социально-психологический опыт // Русская мысль. 1912. Кн. 5.

Философия Фихте как религия совести. 1914. № 25. Кн. 122 (2).

Основное нравственное противоречие войны // Вопросы философии и психологии. 1914. № 25. Кн. 125 (5).

Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Т. 1-2. М., 1918.

Религиозный смысл философии: Три речи 1914-1923. Париж, без года [1925].

О сопротивлении злу силою. Берлин, 1925.

Яд. Дух и дело большевизма. Берлин, 1932 (на немецком языке)

Путь духовного обновления. Белград, без года [1935].

Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий. Берлин, 1938 (на немецком языке).

Замирающее сердце. Книга тихих созерцаний. Берн, 1943 (на немецком языке).

Взгляд вдаль. Книга размышлений и упований. Цюрих, 1945 (на немецком языке).

Аксиомы религиозного опыта. Т. 1-2. Париж, 1953.

Наши задачи: Статьи 1948-1954 гг. Т. 1-2. Париж, 1956.

О сущности правосознания. Мюнхен, 1956.

Путь к очевидности. Мюнхен, 1957.

Поющее сердце: Книга тихих созерцаний. Мюнхен, 1958 (авторский перевод книги 1943 г.).

О тьме и просветлении: Книга художественной критики. Бунин–Ремизов–Шмелев. Мюнхен, 1959.

Русские писатели, литература и художество: Сб. статей, речей и лекций. Вашингтон, 1973.

О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979.

 

2) исследования об И.А.Ильине

Гаврюшин Н. К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992. № 4.

Гаврюшин Н.К. В спорах об антропософии. Иван Ильин против Андрея Белого // Вопросы философии. 1995. .№ 7.

Гусев В.А. Консервативная политология Ивана Ильина // Социологические исследования. 1992. № 4.

Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И. А. Ильина // Социально-политический журнал. 1993. № 2.

Евлампиев И.И. Божественное и человеческое в философии Ивана Ильина. СПб., 1998.

Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 веках. Русская философия в поисках Абсолюта. СПб., 2000. Т. 2. С. 218-311 (Глава 8).

Зернов И.Н. Иван Ильин. Монархия и будущее России. М., 2007.

Золина М.Б. Философия власти И. А. Ильина // Социально-политический журнал. 1996. № 3.

И. А. Ильин: Pro et contra: Личность и творчество Ивана Ильина в воспоминаниях, документах и оценках русских мыслителей и исследователей / Составление, вступительная статья и комментарии И.И.Евлампиева. СПб., 2004.

Кураев В. Философ волевой идеи // Ильин И. А. Путь к очевидности. М., 1993.

Пивоваров Ю.С. Может ли спасти Россию самодержавная монархия? // Вопросы философии. 1992. № 6.

Полторацкий Н.П. Иван Александрович Ильин. Жизнь, труды, мировоззрение. Taneflay, 1989.

Сохряков Ю.И. И.А.Ильин – религиозный мыслитель и литературный критик. М., 2004.

Социальная философия Ивана Ильина: материалы российского семинара / Ответственный секретарь В.В. Козловский. Части 1-2. СПб, 1993.

Цвык В.А. Проблема борьбы со злом в философии И.А. Ильина. М., 1997.

Шаронов Д.И. Концепция органической демократии И. А. Ильина // Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политические исследования. 1994. № 1.

Grier, Philip T. The Speculative Concrete: I. A. Ilins Interpretation of Hegel // in: Hegel and Hermeneutics / ed. Shaun Gallagher. New-York, 1994.

Grier, Philip T. The complex legacy of Ivan Ilin // in: Russian thought after marxism: The re-discovery of Russias intellectual roots / ed. James P. Scanlan. Ohio State University Press, 1994.

Paradowski, Ryszard. Kosciół i władza : ideologiczne dylematy Iwana Iljina. Poznań : Wydawn. Naukowe UAM, 2003.

Offermans, Wolfgang. Mensch, werde wesentlich! Das Lebenswerk des russischen religiösen Denkers Ivan Iljin für Erneuerung der geistigen Grundlagen der Menschheit. Erlangen, 1979.

 

И.И. Евлампиев


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Евлампиев И. И.