КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Эрн

ЭРН Вл

ЭРН В.Ф.

 

Эрн Владимир Францевич (5/17авг. 1882 – 29 апр.12 мая 1917 г) — русский религиозный философ, историк философии, публицист. Вместе с А.В.. Ельчаниновым и П.ВА. Флоренским учился во Второй гимназии г. Тифлиса. В 1900-1904 гг. студент Московского университета по кафедре всеобщей истории, участник работы историко-филологического общества, в частности, секции истории и философии религии.

Потрясённый событиями января 1905 г. вместе с университетским другом В.П. Свенцицким создаёт Христианское братство борьбы – революционное объединение близких по духу людей, разделявших идеи христианского социализма.

В 1905 г. он выступает одним из инициаторов Религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьева, а с 1910 становится членом редакции книгоиздательства «Путь». В октябре 1914 г. на одном из заседаний Религиозно-философского общества выступил с речью: От Канта к Круппу», имевшей большой общественный резонанс. В 1915 г. защитил магистерскую диссертацию по истории итальянской философии (об А. Розмини). Э. скончался за несколько дней до защиты им докторской диссертации по философии В. Джоберти.

Смысл своей философии Э. определяет как «христианский логизм». Сущность «логизма» заключается в сознании внутренней связи рационального и иррационального моментов бытия. Только такое сознание делает возможным подлинную культуру как «творческое преодоление материи формой». Основные идеи «логизма» Э. успел выразить лишь тезисно, в основном через противопоставление чистому рационализму. Э. считал, что европейская культура, начиная с Возрождения, отходит от духовности и Бога. Под определённым влиянием Декарта, Бекона, Беркли и Канта формируются характерные черты европейского мышления: феноменализм, согласно которому в познании мы имеем дело лишь с явлениями, не выражающими сущности познаваемого; меонизм (следствие феноменализма) — отрицание наличия в мире целостного творящего начала (онтологич. нигилизм); рационализм, за формальной дискурсией упускающей из вида подлинное содержание бытия и мысли в нем. Последний стремится полностью игнорировать (вынести за скобки) иррациональный момент бытия и потому вырождается в «меонизм», т.е. «отрицание природы как сущего». Таково по своей сути естествознание Галилея и Ньютона, видящее в природе лишь «схему», но слепое к её символизму; таков Кант и его последователи, например, Коген, взгляды которого Э. характеризует в свойственной ему полемической манере как «тихое безумие». Э. истолковывает Логос онтологически — как целостное творящее Начало мира, «разбиваемое» в человеческом сознании на три аспекта: космический, божественный и дискурсивно-логический. Эти аспекты открываются человеку соответственно через мифологию и искусство, через христианскую религию, через философию того типа, приверженцем которого является Э. Философия этого типа дискурсивна лишь по форме, считает Э., по содержанию же она — синтетическое учение о бытии, приводящее к всеединству данные человеческого опыта.

Русскую философию Э. рассматривает как наследницу антично-христианского логизма. Родоначальником её является Г. Сковорода – в его лице «происходит рождение философского разума России». В настоящее время Россия становится ареной борьбы восточно-христианского логизма и европейского меонизма.

Соч.: Социализм и общее мировоззрение. Сергиев Посад, 1907; Гносеология В.С. Соловьева // О Владимире Соловьеве. Сб. первый. М., «Путь». 1911; Борьба за Логос. Опыты философские и критические. М., «Путь» 1911; Григорий Саввич Сковорода. Жизнь и учение. М., «Путь». 1912; Природа мысли. Сергиев Посад. 1913; Природа научной мысли. Сергиев Посад. 1914; Время славянофильствует. Война, Германия, Европа и Россия. М., 1915; Меч и крест. Статьи о современных событиях. М., 1915; разбор послания Святейшего Синода об имени Божием. М., 1917. Сочинения. М., 1991.

Лит.: В.ФЭрн: pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2006.; Марченко О.В. Григорий Сковорода и русская философская мысль XIX-.XX веков. Исследования и материалы. М., 2007.

 


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Ермичев А. А.