КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Феогнид

Персоналии

ФЕОГНИД (2-я пол. 6 - нач. 5 в. до н.э.) - др.-греч. эпический поэт из Мегар Истмийских. Происходил их богатого аристократического рода. После победы в Мегарах демократии был лишен имущества и отправлен в ссылку. Ф. приписывается авторство двух поэтических сборников, написанных элегическим дистихом (всего 1389 стихов), хотя в отношении части входящих в них произведений оно оспаривается рядом исследователей. Значение книг Ф. огромно: если поэмы Гомера - это Библия, то сочинения Ф. - это катехизис язычества, созданный в переломную эпоху, когда архаическая Эллада уходила в небытие, обращаясь лишь в некий идеальный образ, и на ее место вставала классическая Эллада, в значительной мере утратившая древние традиции и раздираемая постоянными междоусобицами, но и произведшая при этом высшие творения эллинского духа. Ф. - аристократ, поборник древних традиций; он строит свое сочинение в виде наставлений некоему Кирну (личность которого доподлинно неизвестна), в которых излагаются основные привила отношений личности с миром людей, божественными силами и с собою. Стержневым понятием для Ф. является доблесть (arete), трактуемая им значительно шире, чем простое мужество. Каждый человек действует сообразно со своей доблестью, источник которой в первую очередь божественный; идеальный человек - это тот, кто наделен не только доблестью, но и красотой; такова формулировка Ф. принципа калокагатии (933 -938). Соответственно различаются и "благие" (agathoi), и "дурные" (kakoi) люди; первым свойственно постоянство духа, твердость как в благоприятных обстоятельствах, так и в несчастье, а вторым - безумства, подлость и несдержанность (319 -322). Высшее благо для человека - удача.

Отношения Ф. с миром богов крайне сложны и в основном являются вполне традиционными для своего времени. Он неоднократно обращается к ним с молитвами, например, сборник его начинается с воззваний к Зевсу, Фебу, Артемиде, Музам и Харитам. Вполне соответствует античности и стремление Ф. воспринимать общение с богами по преимуществу эстетически (17-18). Боги могущественны, и люди зависят от них; они приносят и беду, и выгоду, человек же не знает, каков будет результат его действий, поэтому в тяжелых обстоятельствах он должен молиться богам об избавлении от несчастий (555-556). Боги свободно вмешиваются в человеческую жизнь и изменяют ее (659-666), причем даров их человек отклонить не может; критерием божественной деятельности является завершение дела, и смертные в силу своей беспомощности не могут даже представить его себе (1075-1078). Самый ум человеческий - дар богов (1171-1172). Однако Ф. не только восхваляет последних. Испытав на себе все превратности судьбы, он в своем творчестве ставит проблему теодицеи, причем из вечно противостоящих представлений о божественной всеблагости и всемогуществе он выбирает для себя второе: боги всемогущи, но не всеблаги. В качестве основания для такого вывода Ф. выдвигает проблему справедливости божественного воздаяния потомкам за прегрешения их предков (731-742). Поэт обвиняет Зевса в том, что ум того в равной мере содержит и добро, и зло (377-380). Богоборческие мотивы проявляются и в представлении Ф. о сопутствующем человеку от рождения дурном или хорошем божестве (161-164).

Творчество Ф. является как бы итогом, суммой архаических морально-этических и теологических воззрений; вместе с тем оно ставит ряд новых проблем, разрешить которые пытались мыслители уже в классическую и эллинистическую эпохи, и в этом смысле он обращается отнюдь не к прошлому, но к будущему.

Л. Ю. Лукомский


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Лукомский Л. Ю.