КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Глубоковский Н. Н.

Русское Студенческое Христианское Движение (РСХД)

Глубоковский Николай Никонорович. 06.12.1863, с. Кичменгский Городок – 19.03.1937, София (Болгария). Библеист, патролог, историк Церкви. Сын священника Вологодской губернии. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1884) и Московскую духовную академию (1889), защитил магистерскую диссертацию (1890), посвященную бл. Феодориту Киррскому (М., 1890. Т. 1-2) , масштабный патрологический труд принес Г. российскую и европейскую известность, как выдающееся исследование работу Г. отметил А. Гарнак. С 1891 г. Г. – доцент по кафедре Св. Писания Нового Завета СПб духовной академии, с 1894 г. – экстраординарный профессор. В этот период предметом пристального внимания Г. являются послания ап. Павла, впоследствии этот богословский цикл вышел под названием «Благовестие апостола Павла по его происхождению и существу» (СПб., 1905-1912 г. Т. 1-3), Г. полемизирует с Ф.Х. Бауэром, А. Ричлем и с другими представителями Тюбингенской школы в оценке личности ап. Павла. С одной стороны, тюбингенцы подчеркивали зависимость Павловых посланий от межзаветной богословской традиции, связывая богословие Павла со школой Гамалиила. Влияние привело к искажению первоначальной христианской киригмы. С другой стороны, явление Христа Павлу на пути в Дамаск вызвало в нем религиозный кризис, давший начало т.н. «паулизму» – крайне субъективной версии Евангельской Вести, отразившей муки совести и раскаяние фарисея Савла. Полемизируя с тюбингенцами, Г. разворачивает обоснование целостности благовестия ап. Павла в его единстве с Новозаветным откровением. Г. подробно останавливается на влияниях иудаизма и античной философии на богословие ап. Павла, подчеркивая оригинальный характер его богословия. Г. – активный участник европейских библейских конгрессов, автор большого количества статей и рецензий в западных, преимущественно немецких, библеистических и патрологических журналах, например, в еженедельнике «Гермес». Помимо исследования, посвященного ап. Павлу, Г. обращался к Евангелиям и Книге Деяний Апостольских. Уже в эмиграции выходит его книга «Святой Лука, евангелист и дееписатель». Отдельное исследование Г. посвящает Апокалипсису. В целом, разделяя методы современной библейской критики (в историко-филологической части), Г. стоит на достаточно консервативных позициях, оставляя в толковании Св. Писания приоритет за святоотеческой традицией. Такой подход обусловлен отношением Г. к переводу LXX, Септуагинте. Г. отмечал, что значение греческого текста Ветхого Завета (как и Славянской Библии) не должно быть умалено перед масоретским, еврейским текстом, являющимся «националистически-мессианским», в отличие от греческого, по терминологии Г., «персоналистически-мессианского», в силу такого положения обладающего универсальным значением. С 1905 г. Г. – член Предсоборного присутствия, он разрабатывает проект нового устава духовных академий, высшая духовная школа, по мысли Г., должна быть, прежде всего, школой научной, что предполагает, во-первых, строгую специализацию, во-вторых, развитие навыков самостоятельной научной работы у учащегося. Г. критически оценивал вмешательство церковных властей в жизнь академической корпорации, полагая пагубным совмещение духовно-пастырских и научных задач. В частности, он выступал за разделение семинарий на пастырские школы и «духовные гимназии», а также настаивал на самостоятельном, без одобрения Синода, присуждении научных степеней в духовных академиях (на основе широкого экспертного обсуждения). Сами академии, по мысли Г., должны эволюционировать в направлении факультетов теологии в составе университетов. В 1909 г. Г. был избран членом-корреспондентом Императорской академии наук. После закрытия Петроградской духовной академии (1918) Г. преподавал в Петроградском университете и Богословском институте. Невозможность жить в «уголовном государстве» предопределила дальнейшую судьбу Г.: в июне 1921 г. Г. по ходатайству М. Горького покидает большевистскую Россию. Сначала в Сербии, потом в Болгарии Г. пытается продолжить свою научную деятельность. С 1925 г. – приглашенный профессор Свято-Сергиевского богословского института. Последний период жизни Г. ездил с многочисленными лекциями и докладами по всей Европе, например, на знаменитой Лозаннской конференции «Вера и устройство» (1927) Г. – референт от Православной Церкви. Обращаясь к экуменической проблематике, Г. выступает как сторонник единства христиан Востока и Запада перед лицом «антихристова нашествия».

Мелихов В. А. Николай Никанорович Глубоковский, профессор Императорской Санкт-петербургской духовной академии (по поводу 25-летия его ученой деятельности). – Харьков, 1914.

Лаговский И. Заслуженный проф. д-р богословия Н. Н. Глубоковский // ВРСХД. 1937. № 3/4. С. 17-21

Богданова Т. А. Н. Н. Глубоковский и В. В. Болотов: К истории взаимоотношений авторов «Феодорита» и «Theodoretian'ы» // История Др. Церкви в науч. традициях ХХ в.: Мат-лы науч.-церк. конф., посвящ. 100-летию со дня кончины В. В. Болотова. – СПб., 2000. С. 43-53.

Богданова Т. А. Николай Никандрович Глубоковский //Преподобный Сергий в Париже. История парижского Свято-Сергиевского православного богословского института. СПб., 2010. С. 227-241.


Теги:  русская философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Махлак К. А.