КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ансельм Кентерберийский

АНСЕЛЬМ КЕНТЕРБЕРИЙСКИЙ (1033-1109) – крупнейший представитель ранней схоластики, прозван ввиду пребывания в чине архиепископа Кентерберийского (1093-1109). Творческая жизнь А. связана с Англией. Преподавал в Бекском аббатстве (Нормандия тогда была частью Англии), читал лекции в Англии. Обладал редкостным по силе и тонкости диалектическим умом. Главные труды: «Монологион», «Прослогион», «Об истине».

 А. утверждает примат веры перед разумом. Как он выражается, следует не понимать, чтобы веровать, а веровать, чтобы понять. Для верующего нет ничего предосудительного в диалектических доказательств Откровения; А. считает допустимым использовать в теологии положения философии Аристотеля. А. также развивает учение Августина о доказательствах бытия Бога. Впервые сформулировал онтологическое доказательство бытия Божия. Он полагает, что вещи не равны в своем совершенстве; все, что обладает большей или меньшей степенью совершенства, получает его благодаря своей причастности к высшему совершенству, рассматриваемому как абсолютное. Поскольку все частные блага хороши в неодинаковой степени, они могут быть таковыми только благодаря причастности одному и тому же высшему благу. Тем самым, Бог представляет собой абсолютное совершенство. Возражая монаху Гаунилону относительно его предположения в несуществовании только мыслимого, А. считает, что к Богу этот тезис неприменим; о Боге невозможно мыслить, что Он не существует. Характерно, что Фома Аквинский подверг критике учение А., выступив против отождествления реального существования с умопостигаемым бытием. А. трактует Бога как подлинное бытие; все, что не Бог, не является бытием в полном смысле слова. Творения предсуществуют в Боге и пребывают в Боге более истинно, чем в самих себе. А. выдвигает гипотезу о том, что мышление исходит от Бога, поэтому оно одно для всего человечества в отличие от множества языков. Истина – это соответствие того, что есть, правилу, которое устанавливает то, чем оно должно быть; только Бог знает назначение всех вещей; следовательно, Бог – абсолютная истина. В вопросе об универсалиях А. придерживается позиций реализма. Хотя теология А. лишена систематичности, она уже отрывается от источников патристики, выступая началом рационального исследования догматов, формирования схоластической учености, творения всеобщих теологических систем.

Соч.: Сочинения. М., 1995; Patrologiae curcus completes. Series Latina. T. 158-159.

Лит.: Жильсон Э. Философия в средние века. М., 2004; Гайденко В. П., Смирнов Г. А. Западноевропейская наука в средние века: Общие принципы и учение о движении. М, 1989; Fischer J. Die Erkenntnislehre Anselms von Canterbury. Münster, 1911.

 С.В. Никоненко


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Никоненко С. В.