КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Дэвидсон

ДЭВИДСОН ДОНАЛЬД (1917-2003) – американский философ, представитель неопрагматизма, ученик У.В.О. Куайна, профессор философии в университете Беркли. Интересы Д. лежат преимущественно в области эписмемологии и философии языка. Главные труды: «Исследование истины и интерпретации», «Очерки о действиях и событиях», «Субъективное, интерсубъективное, объективное».

 Д. в большинстве вопросов следует своему учителю Куайну, однако расходится с ним в трактовке принципа непереводимости. Д. считает, что, наряду с невозможностью перевода, можно в равной степени доказать и принцип невозможности непереводимости. По Д., языки не только конфликтуют, но и вступают в коммуникацию. Понимание другого языка возможно на основе пресуппозиции доверия. Тем самым, Д. в вопросе различия между языками делает акцент не на автономии языков, а на случаях их позитивного взаимодействия. Любой язык служит прежде всего для интерпретации; сама истина неотделима от способа интерпретации. Д. именует свою позицию «радикальной интерпретацией». Хотя Д. и остается антиреалистом, можно утверждать, что он первым в аналитической философии подверг некоторые положения антиреализма критике, подготовив теоретическую почву для становления внутреннего реализма.

 Д. также разрабатывает учение о концептуальных схемах. Новизна этого учения в том, что Д. предлагает отказаться от «дуализма схемы и содержания». По Д., нельзя сказать, что существует универсальная концептуальная схема, но и нельзя доказать, что все концептуальные схемы совершенно различны. Истина относительно мира, по Д., лежит в той точке языковой коммуникации, в которой максимально возможное количество различных языков придет к согласию и взаимопереводимости. Д. полагает, что любое описание должно достигать максимально возможной степени объективности.

 Д. также разрабатывает космологическую теорию, которую называет «аномальный монизм». Мир имеет физический базис, однако в нем возможны «отклонения» в виде ментальных событий, и, как таковые, они не могут всецело определяться физическими событиями.

Соч.: Истина и интерпретация. М., 2004; Материальное сознание // Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993; События вечные против событий преходящих // Логос. 2004. № 5; Essays on Actions and Events. Oxford, 1980; Subjective, Intersubjective, Objective. Oxford, 2001.

Лит.: Пассмор Дж. Современные философы. М., 2002; Никоненко С.В. Аналитическая философия: основные концепции. СПб., 2007; Ладов В.А. Формальный реализм. Томск, 2011; Reflecting Davidson. Berlin, 1993; Evnin S. Donald Davidson. Stanford, 1991.

 С.В. Никоненко

 


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.