КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Поппер

ПОППЕР КАРЛ РАЙМУНД (1902-1994) – австрийский и английский философ, крупный представитель неопозитивизма и аналитической философии. С 1946 постоянно жил и работал в Англии. Преподавал в Лондонской школе экономики. Интересы П. лежат преимущественно в области эпистемологии, философии науки и социальной философии. Главные труды: «Логика научного исследования», «Объективное знание. Эволюционный подход», «Открытое общество и его враги».

 Взгляды Поппера сформировались под влиянием идей Венского кружка, однако потом он вышел из него. Разделяя основные положения неопозитивизма, П. считает, что принцип фальсификации («чем больше теория запрещает, тем лучше») первичен по отношению к принципу верификации. Разрабатывая теорию фальсификации, П. считает все научные теории гипотезами, которые следует ценить за «будущую ложность». Ненаучные гипотезы, в свою очередь, нельзя сфальсифицировать; следовательно, их можно исключить из пределов сферы знания («принцип демаркации»). П. решительно критикует гегелевскую диалектику, доказывая, что не существует никакого прогресса в «развитии идей». Отслужившая научная теория просто уходит в прошлое, уступая свое место новой. Развитие теорий подчиняется закону: вначале возникает проблемная ситуация, далее выводится объяснительная теория, далее начинается стадия устранения ошибок и формируется новая проблемная ситуация. П. связывает изменении теорий с идеей эволюционного развития. П. называет свою концепцию «научным рационализмом».

 П. критикует неореалистическую эпистемологию здравого смысла. Он предлагает теорию «третьего мира», который представляет собой научную информацию. По П., третий мир объективен и нейтрален по отношению к чувственным данным.

 В области социальной философии П. выступает критиком «историцизма» и сторонником либеральной демократии. По П., Платон и Маркс создали тоталитарные учения («закрытое общество»), основанные на порабощении людей. Не существует цели истории. П. выводит концепцию «открытого общества», в котором существует всеобщая свобода и плюрализм политических взглядов. В отношении религии П. придерживался позиции агностицизма и считал, что невозможно ни утверждать существование Бога, ни отвергать Его существование.

Соч.: Логика и рост научного знания. М., 1983; Открытое общество и его враги. М., 1992; Нищета историцизма. М., 1993; Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002; All life is Problem Solving. London, 1994.

Лит.: Пассмор Дж. Сто лет философии. М., 1998; Никоненко С.В. Аналитическая философия. Основные концепции. СПб., 2007; Кун. Т. Структура научных революций. М., 2004; The Philosophy of Karl Popper, 2 vols. La Salle, 1974; O'Hear A. Karl Popper. London, 1980.

 Никоненко С.В.


Теги:  современная философия, англоязычная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Никоненко С. В.