КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Рамануджа

Рамануджа (Rāmānuja, XI-XII) – вишнуитский философ, основатель и главный представитель школы вишишта-адвайта-веданты, в творчестве которого получили полную реализацию и систематизацию задачи синтеза философии веданты и вишнуитской теологии

РАМАНУДЖА (Rāmānuja, XIXII) – индийский вишнуитский философ, основатель и главный представитель школы вишишта-адвайта-веданта, в творчестве которого реализован синтез философии веданты и вишнуитской теологии. Р. написал 9 работ, такие как: «Шрибхашья» – комментарий на «Брахма-сутры»; «Ведартха-санграха» – своеобразный комментарий на упанишады; «Гитабхашья» – комментарий на «Бхагавадгиту»; «Ведантасара»; «Ведантадипа; краткие благочестивые сочинения, образующие трилогию «Гадья-траи» («Шаранагати-гадья» («Путеводитель [души] к божественному покровительству»), «Шриранга-гадья», «Шривайкунтха-гадья»); «Нитьягрантха» – руководство по ежедневному почитанию Вишну.

В религиозной деятельности Р. условно выделяются 3 составных элемента: 1) организация вишнуизма (восстановление храмов, обращение в вишнуизм, основание новых вишнуитских центров, проповеди и т.п.); 2) учение о Боге (вишнуитская теология); 3) разработка храмового служения и ритуальной практики. В рамках теологии Р. можно выделить учение о Боге (Вишну), учение о душе, учение о спасении и учение о миросозидании. Учение о Боге содержит концепцию его пяти форм (para – чистый высший Абсолют, vyūha – манифестации, avatāra – воплощения, antaryāmin – внутренний руководитель, arcā – идолы и изображения); учение о душе – классификацию душ (nitya – вечно свободные жители Вайкунтхи, mukta – освобожденные, baddha – привязанные к миру); учение об освобождении – конкретные обязанности вишнуита, и, наконец, учение о миросозидании – переработка вишнуитских космогонических мифов. Теология Р. уходит своими корнями в вишнуитские учения школы панчаратра, пуран и «Гиты». Заслуга Р. как теолога заключается в четком оформлении вишнуитского вероучения, ставшего основой сплоченности и организации общины.

Постулировав абсолютный авторитет вед (упанишад), которые сообщают о высшем начале, Брахмане, Р. разрабатывает способ, при котором их противоречивые высказывания не теряли бы свой смысл и при этом могли бы сосуществовать друг с другом. Он выдвигает новое понимание Брахмана: это не только абсолютная реальность, но также это еще и мир и души, которые соотносятся с Богом так, как соотносятся волны и море, тело и душа, искры и пламя, атрибуты и субстанция и т. п. Главной характеристикой мира, в отличие от души, полагается его бессознательность. Души же, которых бесчисленное множество, представляют собой неделимые субстанции, атомы самосознания, обладающие свободой выбора. Душа по природе своей богоподобна. Эта богоподобность выявляется в процессе освобождения от неведения, которое заставляет человека отождествляться с тем, чем он не является: с телом, чувствами, мыслями, внешними объектами. Путь «рас-тождествления», предложенный Р., – это путь бхакти, или любви и почитания личного Бога, что подразумевает целенаправленную сознательную работу человека над собой. Вся энергия человека направляется к Богу, подготавливается и удерживается путями действия и знания: последние необходимы для появления состояния медитативной любви к Богу – бхакти.

Все разработки Р. продолжают философскую линию Ямуначарьи, но в системе вишишта-адвайты немаловажную роль сыграла и критика Р. предшествующих ей систем (адвайта-веданта Шанкары, бхеда-абхеда Бхаскары и Ядавапракаши). Основным объектом критики Р. стала адвайтистская концепция майи. Главный смысл этой критики заключался в неприятии положения об иллюзорности мира. Критические разработки Р. сыграли большую роль в развитии и уточнении положений как самой вишишта-адвайты, так и адвайты, которая в ответ на его критику представила целую систему контраргументов.

Соч.: Рамануджа. Ведартасамграха // Псху Р. В. «Ведартасамграха» Рамануджи и становление вишишта-адвайта-веданты. М., 2007. С. 171-283. Рамануджа. Шаранагатигадья. Пер. с санскр. Р. В. Псху // Историко-философский ежегодник 2010. М., 2011. C. 353–366.

Лит.: Carman J. B. The Theology of Ramanuja: An Essay in Interreligious Understanding. L., 1974; Dasgupta S. History of Indian Philosophy. Vol. III. Delhi, 1975; Bartley C. J. The theology of Ramanuja: realism and religion. London, 2002; Псху Р. В. «Ведартхасамграха» Рамануджи и становление вишишта-адвайта-веданты. М., 2007.

Р. В. Псху


Теги: 
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Псху Р. В.
Immediate Vortex