КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Кришнамурти

КРИШНАМУРТИ (KRISHNAMURTI) ДЖИДДУ (между 1891 и 1897 – 1986, литературный псевдоним Алсион) индийский философ, проповедник, поэт. Родился в г. Маданапалле, в семье ортодоксального брахмана, принадлежавшего к южноиндийскому народу телугу. Рано обнаружил мистическую и эстетическую одарённость, был замечен в 1909 лидерами Теософского общества в Адьяре (Мадрас), а с 1912 официально был признан мессией и духовным главой «Ордена Звезды на Востоке». После переезда в Англию со своим опекуном А. Безант не смог поступить в Оксфордский университет, но получил хорошее домашнее образование. Собственное мировоззрение К. складывается после 1923, когда он пересматривает ранние теософски ориентированные представления, которые он проповедовал в Европе, США и Австралии. К 1929 К. открыл для себя духовную значимость мира в его целостности, отказался от звания «Учитель мира» и призвал распустить «Орден Звезды», чтобы не создавать нового культа. С этого времени К. сочетает лекционные поездки и диалоги с аудиторией в странах Запада и Востока с созерцанием и живёт в Калифорнии. В 1947 вернулся в независимую Индию. В 1950-х начал издавать свои труды, из которых самые значительные – «Комментарии к жизни» (3 тт., 1956–1961), «Эти проблемы культуры» (1964), «Единственная революция» (1970), сборники бесед и эссе. К. много выступал по всему миру, раскрывая в диалоге с аудиторией разнообразные темы в адогматическом «восточно-западном» облике и желая пробудить в слушателях самостоятельное постижение истины, свободное от влияний психологических и социальных факторов. Умер в Калифорнии.

В воззрениях К. синтезирован духовный опыт, полученный в русле индийской традиции медитации, восточные неортодоксальные религиозный течения (дзэн-буддизм, кундалини-йога), а также прослеживаются мотивы экзистенциализма, философии жизни, фрейдизма). Философский и поэтический дискурсы К. практически нераздельны, и он сознательно дистанцируется от любых направлений мысли, утверждая процесс непосредственного постижения истины без претензий на создание концепций и теории и не употребляя никаких теологических терминов.

Единственной своей целью К. заявляет стремление сделать людей свободными, и свобода – важнейшая категория его философии, трактуемая негативно, как свобода от психологических, социальных, культурных и религиозных ограничений личности. Позитивное измерение свободы К. описывает категориями творчества, спонтанности, любви к людям и миру, естественности, отсутствия эгоизма и оценок в восприятии других людей. Соответственно этому личность и её связь с целостной реальностью – центральная тема философии К. Для описания этой реальности он использует категории истины, Бога, любви, целого, но обычно описывает её апофатически, как «ничто»; его можно постичь в переживании, самостоятельно; входя в единство с реальностью, личность исчезает.

К. трактует религию как «воспитание свободы в поисках истины», «состояние покоя, в котором есть Бог» и «целостное религиозное действие». Буддийская традиция «религиозного нигилизма» (Г. С. Померанц) сказывается на теологических размышлениях К: основным принципом является «отрицание ложного без какого бы то ни было представления об истинном»., поэтому он выступает против организованных религий, ограничивающих человеческую мысль, предлагая обходиться без их помощи. Только чистое сознание ничто/реальности приводит к сознанию единства со всем существующим, которое есть любовь – вечное совершенное состояние, способность сострадать всему живому.

Рассматривая кризис современной цивилизации, которая превращает человека в механическое существо и ограничивает сферу чувств и восприятие красоты мира, К. был политически нейтрален и равно критиковал все стороны мировых конфликтов и войн (в т. ч. «холодной войны»), выступал за поддержание мира во имя свободной творческой деятельности человека. К. был противником эксплуатации религиозных и национальных чувств людей политическими партиями и движениями. Он предлагал решать социальные проблемы с помощью реформ, а выход из современного кризиса видел единственно через «правильное воспитание» свободной и целостной личности, способной творить, понимать красоту мира и преодолевать трудности жизни.

Диалогическая философия К. вызвала серьёзный интерес на Западе; среди его почитателей были Б. Шоу, О. Хаксли, Б. Рассел.

Соч.: Восемь бесед в Бомбее. М., 1992; Комментарии к жизни. Ростов-на-Дону, В 3-х тт. 2005–2006; Причастие, или интеллект любви. СПб., 2004; Свобода от известного. К. 1991; Подумайте об этом. М., 1993; Krishnamurti J. The Collected Works. In 17 Vols. San-Francisco, 1980–1991.

Лит. Латьенс М. Жизнь и смерть Кришнамурти. М., 1993; Померанц Г. С. Джидду Кришнамурти и проблема религиозного нигилизма // Померанц Г. С. Выход из транса. М., 2010. Jayakar P. Krishnamurti: A Biography. San-Francisco. 1986; Shringy R. K. Philosophy of Krishnamurti. New Delhi, 1996.

Т. Г. Скороходова


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Скороходова Т. Г.
Immediate Vortex