КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Пенн

ПЕНН (Penn) Уильям (1644–1718) ― теолог и организатор общины квакеров в Северной Америке. Из семьи известного английского флотоводца. Воспитывался в традиции пуританизма. В 13 лет познакомился с Томасом Лоу ― учеником основателя квакерского движения Джорджа Фокса, и с тех пор увлекся идеями «Общества Друзей внутреннего света». Учился в Оксфорде (1660–1662 гг.), но был изгнан за религиозное инакомыслие, после чего отправлен отцом на европейский континент, где полтора года провёл в реформатском университете г. Сомюр и некоторое время в Италии. По возвращении ещё год изучал юриспруденцию в Лондоне, однако образование так и осталось незаконченным. Всё это время продолжались религиозные искания П. В 1667 г. он ― управляющий фамильным имением в Ирландии, где вновь встречается с Т. Лоу и окончательно становится последователем квакеров. За неоднократные высказывания антитринитарных воззрений в 1669 г. был на семь месяцев заключён в лондонский Тауэр. Выйдя на свободу продолжал отстаивать право на независимость религиозных убеждений и был вынужден на несколько лет переселиться вновь на континент (Нидерланды, Северная Германия).

В теологии П. следовал идеям Фокса о божественном присутствии в душе каждого человека («озарении Святым Духом»). Уверовавшие в такое присутствие уже не нуждаются в церковных учениях и культе для усвоения истин Откровения. Каждый человек пронизан борьбой Бога и Сатаны, духа и плоти. Цель вероисповедания — ощутить в себе божественный призыв («внутренний свет») и следовать ему в повседневной жизни. Таким образом, Бог будет внутренне руководить человеком, а человек — осуществлять в мире волю Бога. Высшим авторитетом в делах веры является Библия. Но её содержание не должно восприниматься буквально и требует «одухотворённого истолкования». По взглядам П., универсальность «озарения Святым Духом» делает всех людей, вне зависимости от этнических, половых, социальных и пр. различий, носителями святости. Отсюда и следует полная расовая и религиозная терпимость.

 В 1681 г., погашая свой долг семье Пеннов, король Карл II выдал П. патент на руководство новооснованной колонией (Пенсильванией). Год спустя П. пересёк океан и вступил в управление. В качестве губернатора он сумел наладить доверительные отношения с местным индейским населением. Столица территории ― город «братской любви» Филадельфия ― стала местом массового переселение квакеров. Целью П. явилось создание идеального христианского общества с полной религиозной свободой. Его чертами были: отказ от сословных преимуществ, роскоши и развлечений, нравственная строгость, религиозная терпимость. Религиозно-нравственные наставления П. в большей мере ориентировали на практические житейские ситуации, подчёркивая богоугодность разумности, ясности и честности в мыслях и делах. Всё это способствовало интенсивному хозяйственному развитию колонии, хотя социальное реформирование полностью так и не удалось. Были и др. неудачи, за что П. даже довелось несколько месяцев провести в английской долговой тюрьме. Тем не менее «святой эксперимент» состоялся. Свои взгляды П. обобщил в трактате 1693 г. «Некоторые плоды уединения».

Соч.:

1. Некоторые плоды уединения / Пер. с англ. // Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3 т. Т. 1 / Под ред. Р. Спиллера и др. М., 1977.

2. Вильгельма Пенна, основателя и законодателя Пенсильванской провинции, Плоды уединения, основанные на рассуждениях и правилах о перемене человеческой жизни / Пер. с англ. на нем., а с нем. на рус. М., 1790.

3. Some Fruits of Solitude in Reflections and Maxims. N. Y., 1909.

4. The Papers of William Penn: V. 1–5 / Gen. ed.: R. S. Dunn, M. M. Dunn. Philadelphia, 1981–1987.

5. The Witness of William Penn: Anthology of Writings / Ed. by F. B. Tolles, E. Gordon Alderfer. N. Y., 1957.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.