КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Ритчль

РИТЧЛЬ Áльбрехт (1822–1889) — немецкий исследователь христианства, влиятельный представитель либеральной теологии. Из семьи лютеранского священника. Получил теологическое образование; с 1852 г. был профессором теологии в университетах Тюбингена и Геттингена.

В христианстве Р. особо выделял два взаимообусловленных аспекта: сотериологический и религиозно-нравственный. С первым из них должна иметь дело теология. Другой раскрывается на основе христианской этики. Главная задача теологии — привести традиционную христианскую идею спасения в соответствие с миропониманием современного человека. Этому посвящены, в частности, трёхтомный труд Р. «Христианская доктрина оправдания и примирения» (1870–1874) и обзорное сочинение «Изучение христианской религии» (1875).

Р. был против манеры «метафизического», по его словам, рассуждения о библейском Боге как каком-то умозрительном абсолюте. В Боге человеку важна спасающая сила. Фундаментальное условие спасения — вера в то, что Бог есть исключительно любовь. Непонимание этого и является собственно грехом. Какой-то иной всеобщей испорченности и вины перед Богом, по убеждению Р., не существует. Через жертву Иисуса Христа люди изменяют своё отношение к Богу. Ответом Бога становится надежда на спасение. Она подтверждается примером Христа, который имел человеческую природу, но полным единством своей воли с волей Бога и послушанием божественному призванию сам обрёл значимость Бога. Так и люди, уверовавшие через Христа в Божию любовь, приходят в примирение с Богом. Каждый, кто воспринимает волю Бога как свою собственную, внутренне преображается и обретает предрасположенность к добру. Мир с Богом проецируется на повседневную жизнь в добрых делах христианина. Таким образом, заключает Р., религиозный акт оправдания по вере становится в то же время этическим событием. В конечном итоге, нравственная жизнь может рассматриваться как свидетельство избранности к спасению.

Однако индивидуальная практика благочестия ещё не гарантирует спасительного исхода. Субъективность персонального переживания может исказить направление веры. В этой связи Р. без особого одобрения относился к пиетизму, который он подробно рассмотрел в трёхтомном издании «История пиетизма» (1880–1886 гг.). Христианское исповедание не может быть отвлечённым от реальных условий жизни. Прежде всего — это пребывание верующего в «братском общении церкви». Саму церковь надо видеть так, как она складывалась исторически. По мере нарастания в церковном сообществе этического начала приближается достижение Царства Божьего как нравственной цели и эсхатологической перспективы человечества.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.