КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Рих

РИХ (Rich), Артур (1910–1992)<#whitespace />— швейцарский экономист и социолог, протестантский теолог. Окончил теологический факультет Цюрихского университета, занимался преподавательской и научной работой, основал в Цюрихе Институт социальной этики. На формирование взглядов Р. определенное воздействие оказали идеи ранних произведений К. Маркса<#whitespace />и трудов М. Вебера. Лейтмотивом его исследований стало выяснение роли религии, прежде всего ― христианства, в современном индустриальном обществе.

В 1957 г. выпускает работу «Христианское бытие в индустриальном мире», где с точки зрения протестантской теологии рассматривает социально-этические отношения в фабрично-заводской среде западноевропейских стран. Здесь он отчасти придерживается «тезиса Вебера», утверждая о преобладании религиозной мотивации при формировании трудовой этики. После знакомства с организацией производства на ряде крупных промышленных предприятий Швейцарии и Западной Германии Р. уточнил свои оценки, признав воздействие на этическую сферу также факторов экономической необходимости. Расширяя диапазон исследований, он обращается к теме влияния религиозной веры на политические решения (серия статей 1958–1962 гг.). В 1964 Р. вновь приступает к разработке проблем социальной этики, подготовив второе издание книги «Хозяйственное бытие в индустриальном мире», значительно дополненное анализом экономических учений и практическими примерами из международной экономики. Основной проблемой религиозного сознания в условиях современной хозяйственной жизни Р. считает противоречие религиозных установок, порицающих увлеченность материальным благополучием, обязательным экономическим требованиям рентабельности, эффективности, конкурентоспособности и т. п. В работе «Участие в управлении промышленными предприятиями» (1973) Р. предлагает путь совмещения ценностных позиций религиозной и хозяйственной этики. Опорным принципом экономического и социального порядка, по его убеждению, должен быть религиозный гуманизм, т. е. устроение жизни на началах справедливого отношения к человеку как Божьему творению. Оправданы и перспективны те типы экономики и социального устройства, которые основаны на реализме, преодолении крайностей, соучастии. Отказ от разумно организованной экономики ― разрушителен, поскольку умножает социальную несправедливость. Критерием справедливости является соответствие мирских порядков идеалам веры, надежды и любви. Забвение этих идеалов разрушает людей, а значит ― губительно для всех сторон их жизни, включая экономику.

В развернутой форме эти положения Р. высказал в наиболее известном своем труде «Хозяйственная этика» (1990), апеллирующем к опыту христианской культуры в решении дилеммы о служении Богу и хозяйственным интересам. Отправным пунктом стала констатация богоустановленности трудовой деятельности. Это означает, что экономическая активность верующих не нарушает предписаний религиозной этики. Другое дело, каковы приоритеты в человеческом восприятии этического начала. Первостепенны и безусловны, по мнению Р., абсолютные этические нормы, к которым он относит отношение человека: 1) к собственной личности или «самости» как к заложенному Богом потенциалу, который надлежит раскрыть; 2) к другим людям как к носителям аналогичного по природе потенциала и диалогическая связь с ними; 3) ко всему окружающему миру как к развертывающемуся в истории божественному плану бытия. Жизнь людей в конкретных динамичных ситуациях общества побуждает адаптироваться к происходящим переменам, что ведет к возникновению неких относительных, условных этических норм. Через эти нормы происходит опосредованное усвоение абсолютных этических начал. В социальной жизни условные нормы закрепляются институтами государства, права, экономики и др. Если данные институты соответствуют абсолютным нормам, то в обществе достигается состояние справедливости. Сочетание безусловных отношений и их субъективного восприятия людьми Р. называет «мáксимами». В отличие от вечных заповедей Божьих «максимы» условны, поэтому требуется постоянная проверка их соответствия абсолютным нормам в каждой конкретной социально-исторической ситуации. Среди критериев соответствия Р. особо выделяет осознание «человеческого достоинства как условия социальной справедливости». В конечном же счете жизнь по абсолютным нормам оказывается практически не достижимым идеалом, что не отменяет возможности, приближаясь к ним, добиваться относительной справедливости.

Содержание и перспективы различных социально-экономических систем определяются, по объяснению Р., мерой приближения к абсолютным нормам. Рассматривая две основные системы экономики ― свободную и централизованную, Р. оценивает их по критериям человеколюбия, рациональности и способности к модификации. У обеих систем он находит свои достоинства и недостатки, однако большая жизнестойкость по указанным критериям признается за рыночной системой хозяйства. Этические нормы свободного рынка полнее воплощают «максимы», передающие установления абсолютной (божественной) морали. Вне связи с абсолютными нормами экономика и социальная жизнь утрачивают перспективу. Из этого следует, что к постижению подлинного смысла хозяйственной этики надо подходить не только с рациональным инструментарием социологического или экономического анализа, но и с позиций теологии.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.