КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Иорам, царь израильский

Иорам (yôrām; вар

Иорам (rām; вар.hôrām; букв. "Господь возвышен (высок)"), израильский царь, сын Ахава и Иезавели, брат Охозии ('ăḥazyāh(û)), правил ок. 852-841 гг.; последний представитель династии Амврия ('omrî). Материалы, относящиеся ко времени Иорама Израильского, помещены в Библии в 4 Цар 1. 17-8. 16; 8. 25; 8. 28-9. 26; 9. 29; 2 Пар 22:5-7. Ок. 850 г. Иорам попытался восстановить власть над Моавом, отложившимся от Израиля по смерти царя Ахава (4 Цар 1. 1, 3. 5; ср. также т. н. Моавитскую стелу, 4-9); в этой кампании его поддержали иудейский царь Иосафат (hôšāāṭ) и эдомитяне (вероятно, подконтрольные тогда иудеям; см. 3 Цар<#whitespace />22. 47; ср. 4 Цар.<#whitespace />8. 20-22; 2 Пар<#whitespace />21. 8-10). Несмотря на первоначальный успех, данный военный поход в конечном счете оказался безрезультатным для союзников. Об участии израильского царя Иорама в антиассирийской коалиции (к которой примкнул в конце своего царствования его отец Ахав), сражавшейся с войсками Салманасара III в 849, 848 и 845 гг., сведений нет. В 4 Цар 6. 8-7. 20 упоминается о военных действиях сирийцев против Израиля и об осаде ими Самарии в период царствования Иорама. Ок. 841 г. до н. э. Иорам попытался воспользоваться моментом смены династий в Арам-Дамаске - Венадад (ben-hăḏaḏ) II был убит, а его убийца, Азаил (ḥăzā'ēl), провозгласил себя царем - для того, чтобы захватить при поддержке своего племянника, иудейского царя Охозии, сына Иорама Иудейского, Рамоф (rāmô) Галаадский. Царь Иорам был ранен сирийцами и возвратился в Израиль, в город Изреэль; войска же продолжали находиться у Рамофа Галаадского под началом Ииуя (yēhû'), который тем временем был помазан на Израильское царство по повелению пророка Елисея (lîšā'), враждебно относившегося к Иораму (см. 4 Цар 3. 13 и сл., 6. 31 и сл.). Ииуй поднял восстание против царя, целью которого должно было стать полное искоренение культа (тирского/сидонского) Ваала (ba'al), широко распространившегося в Израиле (прежде всего, усилиями матери Иорама, финикиянки Иезавели), и чужеземного влияния в стране. Ииуй и его сторонники убили Иорама, его мать и всю царскую семью, а также иудейского царя Охозию, навещавшего в тот момент больного дядю, и многих близких родственников Охозии (4 Цар<#whitespace />9. 24-28; 2 Пар<#whitespace />22:5-9; ср. Ос<#whitespace />1:4-5; 3 Цар<#whitespace />19. 17; 4 Цар<#whitespace />9. 6-10, 30-37). События, связанные с умерщвлением израильского царя Иорама и иудейского царя Охозии, вероятно, подразумеваются в арамейской стеле из Тель Дана (фр. А и В 1-2), где виновником их гибели выступает сирийский царь, предположительно, Азаил: "[...Я убил Ио]рама ([yəhô]rām), сына [Ахава,] царя Израиля, и [я] убил [Охоз]ию (['ăḥaz]yāhû), сына [Иорама, ца]ря (из) дома Давида. И я превратил [города их в руины и сделал] землю их [пустыней...]" (7-10). Можно предположить, что Азаил рассматривал убийство Иорама и Охозии как прямое следствие своих успешных военных действий против Израиля и Иудеи, подтолкнувших Ииуя к восстанию (тем более, что израильский царь был ранен сирийцами и покинул армию, что явилось залогом успеха повстанцев). А. Биран и Й. Наве допускают также возможность того, что Азаил мог рассматривать Ииуя в качестве своего агента (Biran, Naveh. 1995. P. 16). В связи с последним предположением обращает на себя внимание текст 4 Цар<#whitespace />8. 7-15, судя по которому пророк Елисей, придя в Дамаск, в определенной мере инспирировал государственный переворот Азаила против Венадада II и одновременно предрек нашествие Азаила на сынов Израиля (8. 12): "...Крепости их предашь огню, и юношей их мечом умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных (женщин) у них разрубишь" (ср. также 3 Цар<#whitespace />19. 17; 4 Цар<#whitespace />10. 32-33).

Судя по 4 Цар<#whitespace />3:2-3 (ср. также Ос<#whitespace />1. 4, 2. 22), Иорам Израильский сделал попытку начать борьбу с поклонением финикийскому Ваалу, особо распространившемуся в Израиле в правление его родителей Ахава и Иезавели, а также брата Охозии, и, вероятно, предполагал вернуться на государственном уровне к культу, установленному в Израиле Иеровоамом (yāroḇmI после отделения северных колен от Иерусалима. При Иораме в Израиле свободно функционировали Елисей и другие пророки Господа.

 

ИРТантлевский

 

 

Лит.: Napier B. C. The Omrides of Jezreel // VT. 1959. Vol. 9. P. 366-378; Miller J. M. The Fall of the House of Ahab // VT. 1967. Vol. 17. P. 307-24; Bernhardt K.-H. Der Feldzug der drei Könige // Schalom: Studien zu Glaube und Geschichte Israels A. Jepsen zum 70. Geburtstag dargebracht / Ed. K.-H. Bernhardt. Stuttgart. 1971. S. 11-22; McCarter P. K. "Yaw, Son of 'Omri:" A Philological Note on Israelite Chronology // BASOR. 1974. Vol. 216. P. 5-7; Strange J. Joram, King of Israel and Judah //VT. 1975. Vol. 25. P. 191-201; Thiele E. R. An Additional Chronological Note on "Yaw, Son of 'Omri." // BASOR. 1976. Vol. 222. P. 19-23; Weippert M. Jau(a) mār Ḫumrı̂ - Joram oder Jehu von Israel? // VT. 1978. Vol. 28. S. 113-118; Bartlett J. R. The "United" Campaign against Moab in 2 Kings 3:4-27 // Midian, Moab and Edom / Ed. J. F. A. Sawyer and D. J. A. Clines. Sheffield. 1983. P. 135-46; Puech E. La Stele de Mesha: Un roi de Moab proclame ses victoires sur Joram d'Israel // MB. 1986. Vol. 46. P. 28-29; Cogan M., Tadmor H. II Kings. A New Translation and Commentary. NY. 1988. P. 98-100; Lasine S. Jehoram and the Cannibal Mothers (2 Kings 6.24-33): Solomon's Judgment in an Inverted World // JSOT. 1991. Vol. 50. P. 27-53; Mulzer M. Jehu schlägt Joram: Text-, literar- und strukturkritische Untersuchungen zu 2 Kön 8,25-10,36. St. Ottilien. 1992; Lasine S. The Ups and Downs of Monarchical Justice: Solomon and Jehoram in an Intertexual World // JSOT. 1993. Vol. 59. P. 37-53; Ahlström G. W. The History of Ancient Palestine from the Palaeolithic Period to Alexander's Conquest / Ed. D. Edelman. Sheffield. 1993. P. 587-590, 592-595; Biran A., Naveh J. An Aramaic Stele Fragment from Tel Dan // IEJ. 1993. Vol. 43. P. 81-98; Feldman L. H. Josephus' Portrait of Jehoram, King of Israel // BJRULM. 1994. Vol. 76. P. 3-20; Biran A., Naveh J. The Tel Dan Inscription: A New Fragment // IEJ. 1995. Vol. 45. P. 1-18; Schniedewind W. M. Tel Dan Stela: New Light on Aramaic and Jehu's Revolt // BASOR. 1996. Vol. 302. P. 75-90; Knauf E. A. Filling in Historical Gaps: How Did Joram Really Die?, or, the Invention of Militarism // BI. 2000. Vol. 8. P. 59-60; Ehrlich C. S. The Bytdwd-Inscription and Israelite Historiography: Taking Stock after Half a Decade of Research // The World of the Aramaeans: Biblical Studies in Honour of P.-E. Dion / Ed. Daviau P. M. M., Wevers J. W., Weigl M. Sheffield. 2001. Vol. II. P. 57-71; Тантлевский И. Р. История Израиля и Иудеи до разрушения Первого Храма. СПб., 20072. C. 291-294.

 


Теги:  христианство, Ветхий Завет, иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Тантлевский И. Р.