КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Вергилий

Беме Якоб (1575—1624) — немецкий мистик, подытоживший развитие религиоз¬ной мысли Возрождения

ВЕРГИЛИЙ. Лат. Vergilius, Publius Maro, Публий Марон. Крупнейший и самый про­славленный эпический поэт Древнего Рима. Род. 15.10.70 г. близ Мантуи, ум. 21.09.19 г. до Р. X. в Брундизии. Происходил из незнатной, но состоятельной семьи. Учился в Кре­моне, Медиолануме (Милан). В 50-х гг. переехал в Рим для завершения риторического и философского образования. Вместе с поэтом Варием Руфом был слушателем эпику­рейца Сирона. Первый сборник В. из 15 эпиграмм и инвектив (обличительных стихот­ворений) обнаруживает сильное влияние поэта-неотерика Катулла. Известность и сла­ва пришли к В. после публикации в 39 г. сборника из 10 эклог — «Буколики». По жанру это — подражание пастушеским идиллиям греческого поэта III в. Феокрита. По содер­жанию «Буколики» неотделимы от сугубо римских реалий и нравов. Любовные эклоги характерны повышенной эмоциональностью (2, 8). В 1-й эклоге в уста старого пастуха вложена похвала «божественному юноше» — будущему императору Августу (в 41 г. он возвратил В. его родовое поместье). 4-я эклога обращена к консулу 40 г. Азинию Поллиону, основателю первой в Риме публичной библиотеки, покровителю В. Здесь же — знаменитое пророчество о грядущем рождении божественного младенца, который дол­жен стать властелином мира и положить начало «золотому веку». До сих пор неясно, кого имел в виду В. Раннее христианство связывало это пророчество с рождением Христа.

Поэма «Георгики» («О земледелии») была закончена в 29 г. Кн. 1 посвящена хлебо­пашеству, 2 — культуре деревьев, 3 — скотоводству, 4 — пчеловодству. Однако В. стре­мился не столько к изложению специальных вопросов, сколько к прославлению агрикультуры как жизненного идеала. «Георгики» считаются самым совершенным творе­нием В. Даже похвалы Августу органично вписываются в основной текст. Блистатель­ные картины природы исполнены высокой патетики. Тонкие наблюдения за жизнью пчел завершаются выводом о наличии у них, как и во всяком живом существе, «боже­ственной сущности», благодаря которой обеспечивается вечное движение мироздания.

В эпической поэме «Энеида», работа над которой продолжалась 7 лет (26—19), В. сознательно ориентировался на Гомера. Сюжетно книги 1—6, рассказывающие о стран­ствиях троянца Энея, прародителя римского народа, напоминают «Одиссею», а кни­ги 7—12, посвященные войнам Энея в Италии, — «Илиаду». Известно, что В. успел лишь вчерне закончить поэму, но даже в таком виде, вскоре после публикации, она сделалась национальным эпосом римлян. В. сумел добиться афористичного стиля, по­разительной музыкальности стиха, символической насыщенности, точного смысла. Движущая сила — рок, руководящий действиями Энея посредством вещих снов, ора­кулов, знамений. В кн. 6 отец Энея Анхиз, находящийся в подземном царстве, излагает учение о переселении душ. Рожденные в небесах души наделены «огненной силой», подавляемой телесной оболочкой. Освободившись от тел, души должны некоторое время нести кару, дабы искупить земные прегрешения и лишь затем подняться в Элизийский простор для очищения их огня. Только через 100 лет души способны вернуться «под свод светлого неба», чтобы вселиться в новые тела. Их огонь — часть вселенского огня, или божественного духа (spiritus), разлитого во всей природе и давшего ей жизнь. Ок­культисты средневековья и Нового времени полагали, что В. дает здесь понятие аст­рального света.

В. еще при жизни стал классиком. Его произведения в числе немногих других были переведены на греческий язык. В последующие эпохи В. оставался самым почитаемым автором, оказавшим, начиная с Данте, исключительное влияние на европейскую лите­ратуру и искусство.

Тексты: Вергилий. Собрание сочинений. СПб., 1994.

Литература: Дуров В. С. Поэзия Вергилия //Вергилий. Собрание сочинений. СПб., 1994. С. 5—22.

С. Ю. Трохачев


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Трохачёв С. Ю.