КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Исаак

ИСААК (евр

ИСААК (евр. jishaq, из jitzhaq'el, “Бог да воссмеётся”, в значении “да взглянет милостиво”), в преданиях иудаизма сын Авраама и Сарры, наследник “завета” Авраама с Господом; отец Иакова и через него прародитель двенадца­ти колен израилевых. Согласно ветхозаветному повествованию, Авраам дожил до 99 лет, не имея иного сына, кроме Измаила от Агари, рабыни Сарры; одна­ко Господь в видении торжественно обещает Аврааму чудо рождения И. от 100-летнего отца и 90-летней матери (Быт. 17, 16—21); услышав это обещание, Сарра “внутренне рассмеялась” [18, 12—13; народная этимология (Быт. 21, 6) истолковывает имя И. как воспоминание об этом]. Невозможность по законам природы зачатия И. (а значит, и появления “избранного народа”, который дол­жен от него произойти) подчёркивается позднейшими иудаистическими леген­дами: так, в талмудическом трактате Шаббат 156а приводится версия, соглас­но которой даже астрологический гороскоп Авраама показал отсутствие у не­го законного сына от Сарры (на эту версию ссылались, обосновывая положе­ние, по которому астрологические прогнозы не имеют силы для верующего в Господа). С другой стороны, этот сюжет выявляет общую парадигматическую схему рождения от бесплодной матери или от престарелых родителей, встреча­ющуюся и в Ветхом Завете (история рождения Самуила, 1 Царств 1), но зани­мающую особенно важное место в христианских преданиях (рождение Девы Марии от Иоакима и Анны, рождение Иоанна Крестителя от Захарии и Елиса-веты). Согласно ряду послеветхозаветных версий, И. родился в месяце нисане (соответствует марту-апрелю, поре праздника еврейской Пасхи), в полдень (со­лярная черта). На восьмой день И. был обрезан; по случаю отлучения И. от груди Авраам устроил большой пир (Быт. 21, 4 и 8). Агадические легенды до­бавляют, что на нём были посрамлены злые языки, оспаривавшие чудесное ма­теринство престарелой Сарры и утверждавшие, будто И. - либо усыновлен­ный подкидыш, либо сын Агари: Сарра накормила своей грудью всех младен­цев, бывших с матерями на многолюдном пиршестве. После этого оставалось усомниться только в отцовстве Авраама; но тогда Бог придал И. необычайное, чудесное сходство с отцом, доходившее до неразличимости, и для сомнений не осталось места (этот популярный сюжет повторяется в целом ряде мидрашист-ских текстов, а также в вавилонском Талмуде, трактат Санхедрин 107б). Затем библейское повествование сообщает, что Измаил как-то “насмехался” над И., после чего Агарь и Измаил были изгнаны по настоянию Сарры, подтвержден­ному словом Господа (Быт. 21, 9—14). Испытывая Авраама, Господь приказы­вает ему принести И. в жертву на горе в “земле Мориа”. По поздней версии, дублирующей вступительный эпизод истории Иова, испытание Авраама было спровоцировано обвинительным выступлением сатаны, оспаривавшего его благочестие (трактат Санхедрин 89б и др.). Толкователи сообщают также об искусительных речах, которыми сатана пытался склонить И. к возмущению против своей жертвенной участи; однако И. остался безропотным и, боясь ма­лодушия, сам попросил отца связать его по рукам и ногам (Берешит рабба 56). Когда связанный И. уже лежит на жертвеннике, а над ним занесён нож отца, яв­ление Ангела от Господа останавливает жертвоприношение, а в жертву идёт ба­ран, запутавшийся рогами в ветвях поблизости от жертвенника (Быт. 22, 9 -13). Смысл эпизода имеет много аспектов: это одновременно и воспоминание о временах человеческих жертвоприношений, и фиксация момента их прин­ципиальной отмены, и требование готовности принести в жертву свою собственную волю.

Далее повествуется, что в 37-летнем возрасте И. приходится пережить смерть матери, а ещё через три года Авраам посылает своего домоправителя Елеазара в Месопотамию, в край своих родичей, за невестой для И. Эпическое сватовство оказывается благополучным, и Елеазар возвращается с Ревеккой, внучатной племянницей Авраама (Быт. 24, 2-67). Брак долго остаётся бес­плодным; наконец, после молитв И. рождаются близнецы Исав и Иаков, начав­шие распрю уже во чреве матери. Во время голода И. переселяется в Герар, где из страха перед опасностью для жизни из-за возможных посягательств царя Авимелеха на Ревекку выдаёт её за свою сестру (26, 7), точно так, как Авраам делал это с Саррой. Благословение Господа приносит посевам и стадам И. необычайное плодородие, так что его возросшее богатство внушает филистимля­нам Герара зависть; они его изгоняют, но затем, признав над ним покровитель­ство Божества, заключают с ним союз. Под старость И. слепнет; между тем его предпочтение принадлежит Исаву, как предпочтение Ревекки — Иакову. И. по­сылает Исава на охоту, обещая по вкушении добытой им дичи торжественно благословить его (делая тем самым наследником обетований Господних Авра­аму); но Ревекка подсылает к незрячему И. Иакова, который обманом получа­ет благословение И.; обиженный Исав угрожает тотчас после смерти И. убить брата, так что И. отсылает Иакова в Месопотамию, дав ему новое благосло­вение. Прожив 180 лет, И. дожил до возвращения Иакова с Лией, Рахилью и де­тьми из Месопотамии и похоронен обоими сыновьями (35, 29) в пещере Махпела.

В западноевропейском искусстве И. чаще всего изображается в ситуации принесения в жертву (см. в ст. Авраам).


Теги:  христианство, Ветхий Завет, иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Трохачёв С. Ю.