КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Джон Ди

Джон Ди (1527-1608) – английский мыслитель и философ

ДИ, Джон (1527-1608) – английский мыслитель, ученый, эзотерик. Закончив Тринити-колледж в 1548, посвятил всю оставшуюся жизнь ученым занятиям. В 1553 выпустил «Афористические предуведомления» – сборник афоризмов, создававший систему магического натурализма на неоплатонической основе, где мир провозглашался «настроенной лирой», будучи пронизан «лучами вещей», которыми адепт, зная законы их действия, может управлять. Уже на обложке этой работы Д. изображен символ, которому посвящен главный труд его жизни – «Иероглифическая монада» (1563). Монада состояла из Солнца и Луны (символов начала и рождения), стихий, олицетворяемых крестом (символом очищения и развития), а также огненного знака Овна (символа преобразования). Монада Д., заключавшая в себе алхимическое «великое делание» и теорию трех начал, была для него образцом нового языка сотворения мира, который мог позволить перестроить все знание на новой, «иероглифической» основе. Д. был известен как ученый, занимвшийся исследованиями в разных областях, крупный картограф, сотрудничавший с Меркатором. Широко известна была его работа «Общие и частные соображения о прекрасном искусстве навигации», в которой была среди прочего обоснована и необходимость расширения Британской империи благодаря морским путям (возможно, сам этот термин ввел в оборот именно Д. в своем «Описании Британской империи»). Знаменитое «Предисловие» Ди к работам Евклида, превозносящее математическое знание как образец творения мира, сыграло немалую роль в развитии науки и техники. С именем Д. связана и таинственная рукопись Войнича, бывшая в его библиотеке (вплоть до идеи о возможном авторстве Д. самого текста, тем более что каббала тритемиевой «Стеганографии», с которой Ди был прекрасно знаком, была фактически видом криптографии). В 1580-х Д. знакомится с авантюристом Эдвардом Келли, с которым занимается вызыванием ангельских духов по методикам «Стеганографии» И. Тритемия и «Оккультной философии» Агриппы. Параллельно Д. успевает побыть на службе королевы Елизаветы Великой, покровительствовавшей ему, прославившись впоследствии как один из вероятных авторов термина «Великобритания» (The Great Britain), введший его в оборот. После смерти Елизаветы и прихода к власти Якова, не благоволившего оккультным занятиям, положение Д. резко ухудшается. Умирает в нищете ок. 1608. Наследие Д. было мало известно при жизни и долгое время оставалось вне внимания академической науки.

Соч.: Dee J. Monas Hieroglyphica. Antwerpen, 1563.

Лит.: Calder I. R. F. John Dee Studied as an English Neo-Platonist PhD Dissertation, London, 1952; French P. J. John Dee: the world of an Elizabethan magus. London, 1972; Clulee N. H. John Dee’s Natural Philosophy: between science and religion. London, 1988; Szőnyi G. E. John Dee’s occultism: magical exaltation through powerful signs. Albany, 2004.

М. М. Фиалко


Теги:  оккультизм
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Фиалко М. М.