КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Сигер Брабантский

Сигер Брабантский (Sigerus de Brabantia, 1235/40-1281/84) – фламандский философ, главный представитель т.н. «латинских аверроистов». Профессор факультета свободных искусств Парижского университета, Сигер был также в 1272-75 гг. ректором образовавшегося в результате административного раскола еще одного, параллельного факультета искусств того же университета. Заподозренный в нарушении декрета, запрещавшего частное преподавание предосудительных книг, он был вызван в 1276 г. на суд инквизиции, но, предпочтя искать защиту у Римского папы, отправился к его двору в Орвието, где и был, как сообщается, зарезан сошедшим с ума секретарем.

Среди его работ: «О вечности мира» («De aeternitate mundi»), «О разумной душе» («De anima intellectiva»), «О необходимости и контингентности причин» («De necessitate et contingentia causarum»), «Пять моральных вопросов» («Quinque quaestiones morales»), «Логические вопросы» («Quaestiones logicales»), «Естественные вопросы» («Quaestiones naturales») и др.

Согласно Сигеру Брабантскому, существование вечного мира объясняется наличием метафизически предшествующей ему чистой актуальности (Бога), которая постоянно переводит мир из возможного состояния в действительное. Следуя Аверроэсу, Сигер утверждает, что последним звеном в цепочке отделенных интеллигенций является единый, безличный и вечный возможностный разум человеческого рода (intellectus possibilis), который, с одной стороны, актуализируется отделенным деятельным разумом (intellectus agens, отождествляемый с Богом), а с другой – соединяется со способными к чувственному восприятию человеческими телами, чьи индивидуальные души умирают вместе с гибелью тел (человеческий же род в целом необходимо вечен). Кроме того, Сигер заявляет, что смирение (humilitas) является добродетелью менее совершенной, чем духовное благородство, «великодушие» (magnanimitas). Потому для человека «нет более превосходного состояния, чем занятие философией»; причем философ «сам по себе имеет достаточно оснований для блаженства», достижимого, таким образом, уже в земной его жизни.

На критику оппонентов Сигер Брабантский отвечал, что он просто излагает мнения Аристотеля. К тому же, в соответствии с т.н. концепцией «двойственной истины» (duplex veritas), он, видимо, полагал, что мы можем считать истинным и то, что известно благодаря Писанию и догматике, и то, к чему неизбежно приведет нас абстрагирующийся от данных Откровения философствующий интеллект (однако истины христианской веры, безусловно, выше истин рационального познания).

Лит.: Quaestiones logicales, Quaestio utrum haec sit vera: homo est animal nullo homine existente?, Quaestiones naturales, De aeternitate mundi, Impossibilia, Quaestio de anima intellectiva, Quaestiones de necessitate et contingentia causarum // Mandonnet P. Siger de Brabant et l’averroïsme latin au XIIIe siècle. Vol. 2. Louvain, 1908; Вопрос к VI книге «Метафизики» / Пер. А.В. Апполонова // Z. Философско-культурологический журнал. 2000, №3. С. 21-27; Вопросы о разумной душе (гл. I-VI) / Пер. Г.В. Шевкиной // Антология средневековой мысли (Теология и философия европейского Средневековья). Т. 2. СПб., 2002. С. 239-251.

А.М. Шишков

 


Теги:  католицизм, схоластика, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шишков А. М.