КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Персоналии

Виториа, Франсиско де

ВИТОРИА, Франсиско де (Vitoria, Francisco de) (1492, г

ВИТОРИА, Франсиско де (Vitoria, Francisco de) (1492, г. Бургос, –12.08.1546, г. Саламанка) – доминиканский теолог, основатель саламанкской школы, с деятельностью которой связывают начало схоластического ренессанса XVI в. ‑ второй схоластики. Настоящее имя Франсиско де Аркайа-и-Комплудо. Родился (помимо 1492 называют др. годы рождения: 1480; 1483, 1486, 1493) в семье королевского чиновника. В 1501‑1508 учился в школе при доминиканском конвенте (конвент – один из типов монастырских домов) в Бургосе, в 1505 г. вступил в доминиканский орден. В 1509 г. был направлен для продолжения учебы в Парижский ун-т, где слушал лекции профессоров, представлявших различные интеллектуальные направления – томизм, номинализм, гуманизм; во внутрицерковных дискуссиях симпатизировал консилиаризму, сторонники которого выступали за усиление роли и власти соборов. В 1516‑1517 г., по получении степени бакалавра искусств, читает лекции по «Сентенциям» Петра Ломбардского, в 1522 г. возводится в священнический сан, становится лиценциатом и доктором теологии.

Возвратившись в Испанию, В. получает назначение на кафедру теологии в доминиканском конвенте Вальядолида, где читает курс лекций по «Сумме теологии» Фомы Аквинского. В сентябре 1526 г. В. приглашают в университет Саламанки, где он до самой смерти в 1546 г. занимает место профессора ведущей теологической кафедры – «кафедры первого часа».

В философско-теологическом наследии В. следует выделить разработку томистской по духу теории естественного права, описание законов, действующих в политическом обществе, и роли правителя, создание основ международного права («права народов» ‑ «ius gentium»). Теологическим основанием права для В. является «вечный» (божественный) закон, который зримо выражается в Писании и определяет естественное право человека как рожденного Богом существа быть свободным. При этом В. подчеркивает ценность человеческой жизни, определяет правила легитимации власти, важную роль государства, действующего от лица всех членов общества. В. не признает легитимной власть испанской короны над народами Америки, имеющих собственное общественное устройство и правителей, предлагая план мирного освоения Нового света. Также он отстаивает равные права христиан и нехристиан на свободу совести и выступает против насильственной евангелизации индейцев.

Важную роль В. сыграл в реформе университетского образования и возрождении интереса к схоластике, прежде всего к томизму. Заняв кафедру в Саламанке, В. заменил в качестве основного текста для комментирования «Сентенции» Петра Ломбардского на «Сумму теологии» Аквината, совмещая теологическую и морально-практическую стороны учения Фомы Аквинского, превращая, таким образом, томизм в ведущее теологическое и философское направление католической мысли. Вокруг В. сложился круг его коллег и учеников (Сото, Кано и др.), составивших ядро саламанкской школы. Философско-правовые идеи В. оказали воздействие на развитие Контрреформации, доминиканских и иезуитских докторов – представителей второй схоластики, естественно-правовых концепций Нового времени.

Практически не публиковавшиеся при его жизни, сочинения В. сохранились в форме конспектов аудиторных лекций («Комментарии к Сумме теологии»; «Комментарии к 4-м книгам Петра Ломбардского») и публичных академических выступлений («Relectiones»), в которых обсуждались наиболее важные темы читавшихся курсов («О гражданской власти», 1528; «Об убийстве», 1530; «О власти церкви», 1532, 1533; «О власти папы и соборов», 1534; «Об индейцах», 1539; «О праве войны», 1539 и др.).

Соч: In IV Sententiarum; Summa Sacramentorum Ecclesiae. Valladolid, 1560; Comentarios a la Secunda Secundae de Santo Tomás / ed. V. Beltrán de Heredia. En 6 vols. Salamanca, 1933‑1952; Relecciones teológicas del Maestro fray Francisco de Vitoria. En 3 vols. Madrid, 1933‑1935. Obras de Francisco de Vitoria. Relecciones Teológicas. Madrid, 1960; On Homicide. Commentary on Summa Theologiae IIa‑Iiae, q. 64 / Transl. By John P. Doyle. Milwaukee, 1997; Лекции об индейцах и военном праве (фрагмент) // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М.. 1991. С. 273‑277.

Лит.: Belda Plans J. La escuela de Salamanca y la renovación de la teología en el siglo XVI. Madrid, 2000: Beltrán de Heredia V., Barcia Trelles C., Garcia-Villoslada R. Fray Francisco de Vitoria Fundador del Derecho Internacional Moderno (1546-1946). Madrid, 1946. Gómez Robledo A. Política de Vitoria. Méjico, 1940. Hamilton C. Political Thought in Sixteenth century Spain. A study of political ideas of Vitoria, Soto, Suárez and Molina. Oxford, 1963; Шмонин Д.В. В тени Ренессанса. Вторая схоластика в Испании. СПб., 2006.


Теги:  католицизм, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Шмонин Д. В.