КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Персоналии

Тезис Вебера

«ТÉЗИС ВÉБЕРА» ― понятие, принятое в религиоведческом дискурсе для обозначения нескольких концептуально связанных положений в трактовке религии Вебером.

Главным из них стало положение об определяющем влиянии религиозных идей и ценностей на формирование социальных качеств верующих. С этой точки зрения различные виды социального поведения и хозяйственной жизнедеятельности рассматриваются как «опредмечивание» установок вероисповедания в мирском бытии людей.

Наиболее разработанную аргументацию этого положения Макс Вебер излагает на примере капиталистического развития Европы, которое он напрямую связывал со становлением протестантизма. По его мнению, нараставшая в Средние века профанация католической модели оправдания и спасения привела к обостренным сотериологическим исканиям, воплотившимся в реформационном движении. Найти правильную линию христианского поведения, утвердиться в ней и устранить преграды могла только личность, обладающая мощным внутренним убеждением в уже свершившемся предызбрании к спасению. Категорический провиденциализм протестантов (например, в кальвинизме) обесценивает прежний ритуальный строй церковной жизни. Свидетельством избранности становится деловой успех: если он состоялся, значит человек соответствует установленному Богом «призванию» (нем. Beruf). Мир предстает как сфера, данная человеку Богом для исполнения этого «призвания» (см. Аскетизм мирской). Оправдание верой освобождает протестанта от утративших смысл культовых действий, отнимающих много времени и сил. Повседневность становится более упорядоченной и рациональной, что в свою очередь способствует экономическому успеху. Таким образом, религиозно-этические мотивы протестантизма стимулируют «дух капитализма» ― предпринимательскую активность, расчетливость, точность в деловых отношениях, уважение к собственности и пр. качества, присущие капиталистическому хозяйственному строю. Формирующийся в этих условиях массовый тип личности реорганизует сообразно своим духовным потребностям окружающую культурную, политическую и социальную среду, т. е. создает общественное устройство, соответствующее его мировоззренческой и жизненной мотивации.

Указанное положение в трактовке Вебера носит генерализующий характер по отношению к обществам с традициями христианской культуры. При этом выделение именно кальвинистской модели протестантизма имеет условное и иллюстративное значение ― в серии своих работ «Хозяйственная этика мировых религий» Вебер рассматривает идентичность трудовой этики не только у последователей реформатских и пресвитерианских церквей, но также и у баптистов, меннонитов, методистов, квакеров и др. Их теологические расхождения между собой не отменяют единой стратегии хозяйственного поведения. Вебер подчеркивал уникальность влияния религии на капиталистическое развитие Запада. Аналоги элементов западного капитализма обнаруживаются и в восточных цивилизациях, однако в них отсутствует тот набор религиозных мотиваций, который определил облик и содержание социально-экономического порядка в Западной Европе и Северной Америке.

Позиция Вебера неоднозначно воспринимается исследователями религии. Возражения обычно вызывает преувеличенная, по мнению критиков (Тауни и др.), роль религиозного фактора в формировании европейской капиталистической системы. Считается также, что в постиндустриальную эпоху веберовские идеи далеко не всегда вообще применимы. Из уважения к авторитету Вебера некоторыми исследователями предлагалось ввести «мораторий» как на критику, так и на использование ряда его «устаревших» положений. Наряду с этим имеет место и аргументация в поддержку теоретико-методологического значения концепции Вебера для анализа взаимоотношений религии и социально-экономических порядков, ее применимости (с необходимыми коррективами) к современной религиозной жизни общества.


Теги:  протестантизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Смирнов М. Ю.