КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

сменовеховство

СМЕНОВЕХОВСТВО – политико-идеологическое движение в среде русской эмиграции 1920-х гг

СМЕНОВЕХОВСТВО политико-идеологическое движение в среде русской эмиграции 1920-х гг., признавшее национальные корни Октябрьской революции, пропагандировавшее отказ от борьбы с советской властью и призывавшее интеллигенцию зарубежья к сотрудничеству с советским режимом в целях его культурного перерождения. С. получило свое название от сборника «Смена вех» (Прага, 1921 г.), который составили статьи А.В.Бобрищева-Пушкина, Ю.В.Ключникова, С.С.Лукьянова, Ю.Н.Потехина, Н.В.Устрялова и С.С.Чахотина. Вокруг сборника объединились люди, пришедшие к сознанию интеллигентской природы революционного переворота, принявшие на свою совесть катастрофу российской государственности и решившие принять вместе с грехом революции и саму революцию, как роковую неизбежность истории. Этим одновременно покаянным и реалистическим состоянием ума определялось ясное отмежевание сменовеховцев от красных, революционных, идей, от белых, контрреволюционных, и от растяжимых религиозно-нравственных пожеланий, высказанных в свое время авторами сборника «Вехи», то есть от всего круга понятий старой русской общественности. В общем и целом подход сменовеховцев можно сформулировать следующим образом.

Большевизм и революция это, соответственно, болезнь русской интеллигенции и социально-историческое осложнение. Стало быть, бежавшие за границу виновники переворота должны прекратить борьбу с СССР, вернуться на Родину, переболеть большевизмом вместе со своим народом, чтобы приобрести здоровый национально-государственный дух, окончательно изжить наследственные пороки образованного слоя и способствовать укреплению самобытных начал русской государственности и культуры. «Изжить русскую революцию – значит изжить прошлую и современную русскую интеллигенцию. Но вместе с тем тщетно пытаться изжить русскую интеллигенцию, не удовлетворив предварительно всех главнейших требований русской революции, не проделав полного ее пути», – так ставил проблему Ю.В. Ключников (Смена вех. С. 29). Сменовеховцы рассматривали революцию в качестве порождения русского западничества. Именно оно составило новую веру русской интеллигенции, заразившейся давно устаревшими и неплодотворными идеями европейского XVIII века, утратившей в большей части способность к самостоятельному творчеству, ставшей внегосударственной и антигосударственной, проникшейся во всех своих идейных течениях беспочвенностью и умышленностью духовного большевизма. Наряду с несамобытностью и творческой бездарностью новейшей интеллигенции, признавалась великая объективная своеобычность русского народа и русской культуры, безусловная ценность последней и предназначенность к всечеловеческому служению первого. Касаясь вопроса о факторах исторического своеобразия России, лидер сменовеховцев Н. В. Устрялов придавал первостепенное значение физической силе и пространственному величию российского государства, утверждая, что лишь «физически» мощное государство может обладать великой культурой (См.: Смена вех. С. 49.). Сменовеховцы обнаруживали в революции уникальное историческое явление, сплетающее исконный, творческий русский мессианизм с преступлениями и ужасами большевизма – этого застарелого недуга интеллигентского западнического духа. Они верили, что могучий российский организм, нерасторжимая целостность его материально-духовной природы перенесет болезненные крайности революции, обновится ее творческими энергиями и обретет прежнюю многогранную культурную развитость. Будущая русская интеллигенция, предрекалось одним из участников сборника «Смена вех», станет подлинной национальной аристократией духа лишь пройдя сквозь горнило революции. Она приобретет широкий кругозор, смелость мысли, органическую связь с народом, изживет убогие западнические иллюзии. В ней сосредоточится русское народное богоискательство, она проникнется мистикой государства. «Тогда из внегосударственной и антигосударственной она сделается государственной и чрез ее посредство государство – русское государство – наконец-то станет тем, чем оно должно быть: – “путем Божиим на земле”» ( Там же. С. 43.)

С. представляет интерес с культурно-исторической точки зрения, как попытка уяснить объективную преемственность социальных форм и традиционную целостность русской цивилизации; понять, что самобытность страны лежит гораздо глубже тех пластов национально-исторического существования, которые способна перепахать революция. Под философски неглубокими политико-государственными понятиями сменовеховцев крылась, однако, не лишенная серьезного основания мысль о возможности народа регенерировать традиционную полноту культурного бытия, исходя из частных форм своего цивилизационного единства. Для данного умонастроения было характерно не только признание неизбежности случившегося с Россией, запрограммированного всем предреволюционным развитием страны, но и расчет на то, что пока русский народ сохраняет этнокультурное единство, свой психологический тип, исторически определенную территориально-государственную основу существования, сохраняется и возможность возврата нации к подлинно традиционному образу бытия, с сопутствующим преображением всех государственных, идеологических и социально-экономических структур.

Идеологию С. в Русском Зарубежье пропагандировали журнал «Смена вех», издававшийся в Париже, и берлинская газета «Накануне», а внутри страны журнал «Россия». Такие видные советские руководители, как Троцкий и Луначарский, оказали активную поддержку этой идеологии. Сменовеховские идеи были популярны в 1920-е гг. среди интеллигенции и военных, вынужденных служить большевикам, а также среди некоторой части эмигрантов. Вера в грядущее перерождение большевистского режима и возрождение национальной России под влиянием русских культурных сил побуждала эмигрантов не только отрицать целесообразность вооруженной борьбы против СССР, но и возвращаться на Родину, где зачастую они подвергались репрессиям.

Лит.: Смена вех.– Прага, 1921; Агурский М.С. Идеология национал-большевизма.– Париж: Ymca-Press, б/г. С. 64 – 105; См. также лит-ру после статьи Устрялов Н.В.

Ю.Ю.Булычев


Теги:  православие
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.
Immediate Vortex