КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

навья

НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр

НАВЬЯ-НЬЯЯ (санскр. navya-nyаya – букв. «новая» ньяя) – индуистская школа, сложившаяся в Индии в XIII в. в рамках религиозно-философ­ского направления ньяя и процветавшая до 2-й по­л. XVII в. Формировалась параллельно синкретической ньяя-вайшешике, которую также называли Н. Н. До Рагхунатхи деятельность школы проходила только в Митхиле (север нынешнего штата Бихар), позже влияние школы распространилось по всему субконтиненту. Сегодня Н. Н. является частью традиционного брахманского образования как «окончательная» система индийской логики. Она изучается также в светских учебных заведениях, используется для создания языков программирования и машинного перевода.

Термин «Н. Н.» введен основоположником школы Гангешей Упадхьяей (XIV в). Базовый текст школы, созданный ок. 1350, «Таттва-чинтамани» («Драгоценный камень категорий») Гангеши. Созданные Гангешей концепции в дальнейшем были кардинально усовершенствованы Рагхунатхой Широмани (ок. 14751550) – лидером «нового» крыла Н. Н. Теоретиками Н. Н. были Ватешвара (ок. 13001340), Вардхамана (ок. 1345), Гангадитья (ок. 1400), Яджняпати Упадхьяя (14101470), Бхуванасундарасури (ок. 1409), Джаядева (Пакшадхара Мишра) (14251550), Васудева Сарвабхаума (ок.14501525), Ручидатта Мишра (ок.1505), Матхуранатха Таркавагиша (ок. 1600–75), Джагадиша Таркаланкара (XVI в.), Гададхара Бхаттачарья (ок.1650), Рамарудра Таркавагиша (ок. 1700), внесшие свой вклад в уточнение терминологии и формализацию логики.

Пытаясь до конца развернуть реалистическое понимание метафизических категорий (показать, как категории «присутствуют» в объектах, что происходит во время получения знаний посредством четырех инструментов-праман и их вербализации), мыслители Н. Н ввели ряд принципиально новых технических терминов и соответствующих концепций. В отличие от эпистемологов «старой» ньяи, считавших, что они имеют дело с объектной реальностью, они понимали, что работают с дескрипциями объектов, и описали множество отношений (самбандха), опосредующих переход от вещей к знаниям.

Вербальное знание в Н. Н. определялось как «квалифицирующее» или «специфицирующее»; в его структуре вычленялись познаваемый факт, включающий отношение и участников отношений (aRb), и выражающее его высказывание а-(R-b), в котором объединены термины: специфицируемое (вишешья), спецификатор (вишешана) и отношение спецификации (вайшишья). Н. Н. использовала грамматические формы для обозначения логических отношений и индикации перехода рассуждения в плоскость логического анализа: абстрагирующие спецификаторы обозначаются субстантивирующими суффиксами та или -тва («горшок» – гхата, а «горшечность», его универсалия – гхататва), конкретизирующие спецификаторы – суффиксами –ват, -мат («дым» – дхума, «обладающий дымом» – дхумават). В теории Гангеши факт восприятия горшка описывался высказыванием: «Земля, специфицируемая горшковостью, с которой связана отношением контакта», в теории Рагхунатхи – высказыванием: «Имеет место специфицируемость, ограниченная горшковостью и отношением контакта, обусловливающая спецификацию постоянного присутствия в земле и ограниченная земляностью». Сложные формулировки простой, по западным меркам, мысли обусловлены тем, что в них не используются специальные термины отношений, одновременно различаются 3 уровня реальности: объектная, мыслимая и словесно обозначаемая. В процессе получения выводного знания (анумана) Н. Н. главную роль отводила отношению проникновения (вьяпти); разработали детализированную теорию определений. Особенности санскрита позволили логикам Н. Н. раньше, чем в западной мысли, по­ставить и решить некоторые проблемы: в частности, они по­нимали истинностно-функциональный характер логических связок «и» и «или» и использовали (хотя и не формулировали его явно) закон де Моргана.

Лит.: Инголлс Д. Г. Х. Введение в индийскую логику Навья-ньяя. М., 1974; Bhattacharyya S. General Introduction to Navya-Nyаya Concepts // Gadàdhara´s Theory of Objectivity. In 2 Pts. New Delhi, 1990; Encyclopedia of Indian Philosophies / Ed. by K. H. Potter and S. Bhattacharyya. Vol. VI: Indian Philosophical Analysis Nyаya-Vaiчeщika from Gaпgeчa to Raghunаtha шiromaхi. Delhi, 1993.

Н. А. Канаева


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Канаева Н. А.