КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

стоики

INTERNATIONAL SOCIETY FOR NEOPLATONIC STUDIES

СТОИЧЕСКАЯ ШКОЛА — одна из эллинистических философских школ. Основана на рубеже IV-III вв. до н. э. Зеноном Китийским, создавшим собственную доктрину на основании ряда мегарских, кинических и аристотелевских (особенно в физике) учений.

Несмотря на свое критическое отношение к современным им школам, стоические философы в общем воспроизводили основные характерные черты эллинистической мысли. И, прежде всего, они стремились понимать бытие как наличное бытие, как то, что ясно, очевидно, а потому может быть оценено с точки зрения истинности и ложности. Таковым определениям по их мнению удовлетворяет лишь телесно сущее. Согласно стоической доктрине к числу имеющих некоторого рода бестелесное существование феноменов относятся лишь время, место за пределами космоса и "несовершенная лекта" (высказывания не привязанные к реальности оценкой с точки зрения истинности и ложности — как бы элементы высказывания, приобретающие смысл лишь в целом, но не имея его, будучи сами по себе).

Далее, выдвигая принятое многими школами разделение философии на физику, этику и логику, они делали и логику, и физику средствами для своей этической концепции; таким образом философия для стоиков представляет собой по сути единое этическое целое, которое попросту рассматривается с трех различных сторон. Как и в других эллинистических школах ядром философской проблематики являлся вопрос об автономности индивида.

Итак, в этике, центральным являлось учение о мудреце, который по своим определениям воспроизводил традиционные бытийные характеристики: неизменность, равенство себе, целесообразность жизни, богоподобие. Все это считалось возможным достигнуть благодаря достижению состояния апатии (бесстрастия, точнее даже — непретерпевания). Апатичный мудрец в наименьшей степени зависим от внешнего воздействия, он в наибольшей степени собран для философского созерцания и благого образа жизни. Это состояние (состояние "выпрямленности"), стоики считали присущим тому, кто наделил свою душу добродетельным душевным складом, полностью соответствующим ее разумной части, тот, кто добивается обладанием неизменным знанием (соответствием понятия предмету), а не изменчивым мнением, тот, кто понимает, что в подлинном смысле этого слова благо лишь одно — знание, точно так же лишь одно и зло — незнание.

Согласно стоическим воззрениям способность к богоподобию присуща человеку потому, что душа является одной из форм существования правящей миром пневмы, деятельного начала мироздания. Это деятельное начало стоики понимали так же как Логос, как Огонь, как Разум. Внутренний логос, возрастающий в человеке, позволяет ему, как микрокосму, воспроизвести в своей душе и в своей жизни макрокосмическую целесообразность.

Вообще все сущее представляет собой единую природу, в которой человек способен усмотреть два начала: пневматическое (действующее) и материальное (косное, претерпевающее). Эти начала не являются двумя различными субстанциями, или элементами, но двумя сторонами одного и того же. Постоянное взаимодействие начал выражается во всеобщей причинной связи всего сущего. Телесное сущее едино, его движение, в конце концов, и является причиной; свойства же тел, их качества, "претерпевания" выступают следствиями.

В связи с этим стоики нашли оригинальное решение апории, заключающейся в противоречии между их этическим требованием независимости, а значит — свободы, мудреца и физической концепцией судьбы как жесткой детерминированности всего сущего. Согласно стоической физике причины делятся на ряд видов (первичные, вторичные, сопутствующие...). Первой причиной всегда выступает пневматическая форма вещи. В случае человека это — душа. Таким образом, человек зависит не от внешнего принуждения, но от самого себя. Хотя в позднем стоицизме "оптимизм" этой концепции претерпит значительные ограничения, она будет сохраняться вплоть до Сенеки и Марка Аврелия, оставлявшем человеку если не полноту внешней свободы, то по крайней мере свободу внутреннего отношения к происходящему и возможность выйти из ситуации, где любое действие приводит ко злу, при помощи самоубийства.

Стоическая физика была связана так же и с теологией. Признавая единство субстанции, они признавали и единого бога, правящего всем, обладающего совершенным промыслом и открывающегося в логосах мудрецов. Именно от стоиков (как об этом свидетельствует трактат Цицерона "О природе богов") ведет происхождение концепция доказательств бытия Божия. В целом они нащупали проблематику, унаследованную и средневековым богословием — выводя наличие богов и из изобилия благ, и из красоты и целесообразности всего сущего, и из необходимости единой причины, если мы стремимся обнаружить единое причинное объяснение всего.

Признавая наличие единого бога, стоики осуществляли последовательную критику народной религии. Они не отрицали мифы и священные тексты, однако предпочитали трактовать их аллегорически. Для них божества мистериальных, земледельческих культов являлись воплощениями природных взаимодействий и природных сил. Впрочем, нельзя полагать, что стоики расценивали низовую религиозность как сплошное суеверие. Согласно их физике любая из организующих мироздание сил несет в себе божественные сперматические логосы, пневматическую энергию, которая может быть понята как служебная ипостась божества. Именно в стоицизме (возможно не без влияния ближневосточных теологических представлений) начинает развиваться демонология, по которой деятельность божества структурируется согласно ряду уровней: демонов, героев, чистых душ.

В логике стоики вводят ряд концепций, оказавших определяющее воздействие на развитие европейской логики, семиотики и философии языка: учение об обозначающем и обозначающем, концепцию символической логики, понимание логики как учения о высказывании и т.д. В теории познания стоики стремились избежать "реалистического" описания познавательного процесса. Знание — производная от реальности; поэтому любое обобщение имеет характер абстракции, приобретающей форму действительного лишь при соотнесении с подлинно сущим (так "идея" стола обретает статус действительного только как обозначение определенного предмета). Иными словами, критикуя и концепцию идей Платона, и учение о форме/сущности Аристотеля, стоики наделяли "общие понятия" лишь статусом инструментов или следствий познавательной деятельности, считая, что в конкретном познавательном акте они лишаются своего абстрактного характера, но при этом указывают не на общее, а на единичную реальность. Именно в этом духе и развивалось их учение о восприятии и о деятельности постигающего представления.

В учении о категориях стоики отказались от аристотелевского определения категорий как наиболее общих родов сказывания, заменив его фактически представлением о категориях как о грамматических формах высказывания. Все о чем идет речь, все, что является предметной областью высказывания, они обозначали словом "что" — как указанием на его бытийный статус. Первой категорией этого "что" было подлежащее, второй — существенный признак (фактически глагол), третьей — свойство, четвертой — свойство в отношении.

История стоицизма охватывает шесть столетий.

Древним стоицизмом называют эпоху III-II вв. до н. э., когда формировалась школьная доктрина. Здесь можно выделить два этапа. Первый — деятельность Зенона Китийского и его ученика и преемника Клеанфа. Судя по сохранившимся фрагментам, в это время в основном разрабатывалась этическая и физическая составляющие стоицизма, причем многие из стоических учений непосредственно перекликались с кинизмом. Второй — творчество Хрисиппа (280-208 гг. до н. э.), который особое внимание уделял логическим исследованиям, и, вероятно, именно после него стоическая доктрина приобрела известный нам облик.

Платонизирующим стоицизмом называют стоицизм I в. до н. э., когда начинается синтез стоических учений с аристотелевскими и платоновскими. Именно в это время в Стою проникают концепция идей (понимаемых, правда, как "идеальные вещи"), учение о двух душах (благой и злой) и т.д. Наиболее выдающимися представителями этого периода являлись Панэтий и Посидоний (который перенес центр деятельности стоической школы на о. Родос).

Римским стоицизмом называется период первых вв. н. э., когда стоическое учение стало наиболее распространенным в среде римской аристократии (и в лице Сенеки оказывало определенное влияние на политическую жизнь империи). В эту эпоху ни физическая, ни логическая стороны стоицизма не претерпевают каких-либо серьезных изменений. Зато в этической стоики разрабатывают ставший знаменитым бдагодаря Сенеке жанр "Увещеваний", который был не только литературным приемом, но и определнным стилем философствования. Именно в рамках это жанра написаны произведения, которые в наибольшей степени показывают близость этической проповеди стоиков и проповеди христианства ("Нравственные письма к Луцилию" Сенеки, "Беседы" Эпиктета, "К самому себе" Марка Аврелия).

Стоицизм оказал так же определенное воздействие и на христианское богословие. Основатель Александрийской Дидаскалии, Пантен, был стоиком; прошел через увлечение стоицизмом и Климент Александрийский. Однако наибольшее теоретическое воздействие стоицизм оказал на латинское богословие II-III столетий. Так, Тертуллиан в своем тринитарном богословии и христологии воспроизводил основные положения стоического учения о категориях и о наличии логосов внутреннего и высказанного.


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.