КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

буддийская философия

Будди́йская филосо́фия – совокупность теорий/воззрений, существующая в рамках разных направлений и школ буддизма

Будди́йская филосо́фия – совокупность теорий/воззрений, существующая в рамках разных направлений и школ буддизма. Строго говоря, в основных языках буддизма нет понятия и даже слова «философия» в смысле «система» взглядов или «наука о наиболее общих законах». Такая идея чужда буддизму, поскольку он имеет только одну цель: освобождение от страданий всех существ, и не строит общих теорий. Кроме того, Будда и его последователи (как, впрочем, и многие мыслители Древней Индии) ясно видели различие между знаком (словом) и его денотатом и понимали невозможность построить словесную картину истины. В этом плане Б. Ф. носит критический характер, и в буддизме нет какого-либо «символа веры» как вечно «истинной» словесной формулировки сути учения. Самый известный буддийский философ Нагарджуна говорит: «У меня нет тезиса». Попытки строить «системы воззрений» понимаются как изначально ложные умопостроения (санскр.: викальпа), и общим знаменателем буддийских воззрений всегда можно считать тютчевское «мысль изречённая есть ложь». Однако «ложность» здесь не абсолютна, а лишь подразумевает, что 1) явления (дхармы) предстают нашему сознанию только односторонне, субъективно, и в том, что 2) они отличны от обозначающего их слова. Буддийские авторы пытаются говорить, учитывая эти два фактора и предостерегая от некритического гипостазирования наших восприятий и высказываний. Подходы же к тому, как видеть истину, или как изложить такое вúдение, соответственно, называют словами «воззрение» (дришти – в этом смысле аналог греч. «теория» – рассмотрение, исследование) и «доктрина» (вада).

История Б. Ф. насчитывает сотни имён оригинальных мыслителей, принадлежавших разным школам, и тысячи их произведений, сохранившихся на разных языках Азии. В Тибете в программу буддийских университетов входят лишь 4 школы Б. Ф.: вайбхашика и саутрантика, именуемые ими «школами хинаяны» (но на самом деле являющиеся ответвлениями лишь одной «школы хинаяны» - сарвастивады), а также мадхьямака и йогачара (виджнянавада) махаяны. Дополнительно к перечисленным, отдельную историю имеет философия тхеравады – древнейшей из существующих ныне домахаянских буддийских школ и, хотя она причисляется махаянистами к «хинаяне», она не имеет никакого отношения к вайбхашикам или саутрантикам, поскольку потеряла контакты с сарвастивадой за века до возникновения этих школ. Отдельную историю имеет Б. Ф. дальневосточного буддизма – достаточно упомянуть только такие известные школы, как китайские чань (яп. дзэн) или хуаянь и их модификации, и тибетская школа Великого совершенства (тиб: «дзогчен»). При этом классическая Б. Ф. так или иначе исходит из положения о том, что «всё неудовлетворительно, невечно, бессущностно» (санскр.: sarva-duюkha-anitya-anаtma). Признание фундаментальной неудовлетворительности, страдательности (духкха) бытия делает Б. Ф. сотериологичной: вне стремления к освобождению от страдания нет буддизма. А освобождение происходит благодаря очищению сознания от омрачений при постижении истинного положения дел: непостоянства всего существующего и отсутствия независимой сущности (или «я», санскр.: анатман) у каких-либо явлений (дхарм) или индивидуумов. Непостоянство (анитья), постоянная изменчивость бытия – идея, хорошо известная в европейской философии со времён Гераклита, – обычно понимается в Б. Ф. как поток моментально возникающих и исчезающих явлений, объединённых причинной зависимостью. Тесно связанная с ней идея взаимозависимости имеет онтологический характер: мы не просто не можем мыслить какую-либо вещь вне отношений (хотя бы отношений с нашим сознанием) – вещи не существуют вне отношений. Такой подход, сходный с некоторыми современными подходами квантовой физики, позволяет по-новому взглянуть на многие философские проблемы, формулируемые с позиций наивного реализма обыденного восприятия.

Понимание Б. Ф. оcложнено тем, что Будда, с самого начала учитывая релятивизм языка и субъективизм восприятия, мог говорить слушателям с разными предрасположенностями прямо противоположные вещи, например, что «Я существует» или «Я не существует». Впоследствии, после составления буддийского канона, куда были включены более тысячи бесед Будды, зафиксированных в памяти учеников, возникла проблема согласования смысла этих текстов, которая, наряду с необходимостью вести постоянные диспуты с представителями конкурирующих учений, способствовала созданию колоссальной комментаторской литературы на всех языках и разработке проблем герменевтики и логики. Логические сочинения, созданные Дигнагой и Дхармакирти, продвинули всю индийскую логику на новую высоту.

Лит.: Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии. Пг., 1918; Философия буддизма. Энциклопедия / Под ред. М. Т. Степанянц. М., 2011; Щербатской Ф. И. Теория познания и логика по учению позднейших буддистов. В 2 ч. СПб., 1903-1909; Guenther H. Buddhist Philosophy in Theory and Practice. Baltimore, 1972; Edelglass W., Garfield J. Buddhist Philosophy: Essential Readings, New York, 2009; Kalupahana D. J. A history of Buddhist philosophy, Delhi., 1994; Terentyev A. A. Reality: Meeting of the Buddhist and Scientific Approaches // International Conference on Buddhism and Society. January 13–15, 2013. Sarnath: Central University of Tibetan Studies. P. 11–22.

А. А. Терентьев

 

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.