КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

виджнянавада

ВИДЖНЯНАВАДА (санскр

ВИДЖНЯНАВАДА (санскр. vijñānavāda, букв. «доктрина сознания»): 1) наименование возникшей в 4 в. одной из двух главных философских школ махаяны (вторая – мадхьямака), которую также именуют йогачара (санскр.: «делание йоги»), читтаматра («только сознание»), виджняптиматра («только информация»; 2) по терминологии одной из тибетских доксографических традиций, начатой Шакья Чогденом (1428–1507) из школы сакья, – подразделение мадхьямаки, наряду с йогачарой и в отличие от читтаматры/виджняптиматры.

В. имеет много подразделений, например, ниракара-виджнянаваду, согласно которой феномены внешнего мира воспринимаются постигающим их сознанием непосредственно (поскольку тоже имеют природу сознания), и сакара-виджнянаваду, согласно которой мы воспринимаем лишь «отпечатки» (акара) объектов в сознании, а не сами объекты. Первое направление основал Стхирамати, а второе – создатель буддийской логики Дигнага. Есть много и других интерпретаций В., начиная с квазисолипсизма «только сознания» (читтаматра) и заканчивая слиянием с мадхьямакой (йогачара-мадхъямака Шантаракшиты). Характер непрекращающихся вот уже полторы тысячи лет споров В. и мадхьямаки связан с тем, что последняя описывает наш опыт с «философской» точки зрения – как пустоту; а первая с «психологической» – как процесс сознания, постигающий пустоту.

В. опирается на «Сандхи-нирмочана-сутру», где говорится, что Будда запускал «колесо учения» трижды: первый раз – в Сарнатхе проповедью о четырёх истинах, второй раз – на Горе Коршунов, где он в сутрах праджняпарамиты изложил воззрение пустоты, и третий раз – в Кушинагаре, где поведал сутры йогачары, которые в В. считаются наивысшими.

Первыми теоретиками В. были Асанга и Васубандху, который добавил к шести видам сознания, признаваемым в раннем буддизме, седьмой – алая-виджняну, хранилище «семян» сознания в потоке перерождений. (в дальнейшем термин алая-виджняна приобретает в разных школах совсем другие значения). Кроме этого, мыслители В. между шестью видами сознания и алая-виджняной вставили также клиштамановиджняну (омрачённое сознание ума), в итоге получается 8 видов сознания. Ещё одной ключевой доктриной В., восходящей к «Сандхи-нирмочане» и «Ланкаватара-сутре», является теория «трёх природ» (трисвабхава), т. е. существования трёх аспектов действительности: воображаемого (парикальпи­та‑сва­б­хава), обусловленного (паратантра‑свабхава), и подлинного (паринишпанна‑свабхава). Соотношение этих уровней иллюстрируется ситуацией, где факир демонстрирует магически созданного слона. Этот иллюзорный слон имеет природу воображения, его форма – природу обусловленности, а его действительное отсутствие – подлинную природу.

Что касается доктрины о «только сознании», то, согласно Васубандху, оно не может обсуждаться потому, что находится за пределами обыденного сознания. («Вимшатика», 22).

В. играла и продолжает играть заметную роль в тибетском буддизме как одна из теоретических основ ваджраяны. В Китае В. известна с VI в. благодаря деятельности индийских пандит Бодхиручи и Ратнамати, основавших школу дилунь, которая позже вошла в школу йогачары фасян-[цзун] (кит. 法相宗), основанную в 645 г. Сюань Цзаном. Фасян просуществовала в Китае недолго, но оказала заметное влияние на философию более поздних китайских школ буддизма. В Японии эта школа (в японском произношении Хоссо-сю) была основана в 653 монахом Досё и существует там до сих пор.

Лит.: Устьянцев Д. История Читтаматры // Орлов А. Читтаматра. Миф и реальность. М.: Шечен, 2005. С. 1338; Чаттерджи А. К. Идеализм йогачары. М.: Шечен, 2004; Wisdom of Buddha. The Saьdhinirmocana Sеtra / Tr. by J. Powers. Dharma Publishing, 1994; Hopkins J. Emptiness in the Mind-Only School of Buddhism. University of California Press, 1999; Hall B. C. The Meaning of Vijñapti in Vasubandhu’s Concept of Mind // Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1986. Vol. 9. P. 723; Komarovsky I. Three Texts on Madhyamaka by Shakya Chokden. Dharamsala: LTWA, 2000; Sponberg A. Dynamic Liberation in Yogacara Buddhism // Journal of the International Association of Buddhist Studies. 1979. 2(1). Р. 4464.

А. А. Терентьев


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы: 
Терентьев А. А.