КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Религиоведение
Структура

исповедь (в католицизме)

ИСПОВЕДЬ, покаяние — одно из 7-ми таинств, в котором исповедующий свои грехи при видимом изъявлении прощения священником невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. После Воскресения апостолы получили от Господа власть прощения грехов: «Мир вам! Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.,20, 20-23). «Примирение человека с Богом наступает в водах крещения, таинстве крещения, и через «слезы покаяния» в таинстве покаяния», - писал св. Амвросий Медиоланский. Иисус Христос призывает: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Апостолы также призывают к покаянию: «Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов» (Деян. 2, 38). Апостол Петр говорит: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» (Деян.3, 19). В послании ап. Иакова читаем: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин.,1, 9).

Всякое прегрешение против нравственности искупалось церковным покаянием. За тяжкие грехи (отпадение от веры, убийство, супружеская измена) полагалось публичное исповедание греха (эксгомологеза) и публичное покаяние.

Там, где речь шла о публично совершенных грехах, признание в грехе было только индивидуальным. Папа Лев I в официальном указе резко выступает против обычая оглашать грехи отдельного кающегося; свою совесть нужно открывать только священнику на «тайной confessio».

 В отличие от более позднего и нынешнего времени исповедь в раннем христианстве еще не была столь изолирована и отделена от общецерковной дисциплины. В сознании христиан Церковь была свята по самой своей природе. Временами даже горячо обсуждался вопрос, возможно ли вновь принять в Церковь после повторного тяжкого грехопадения. Публичное покаяние предполагало отлучение от участия в Св. Евхаристии. Время покаяния иногда могло быть сокращено по заступничеству исповедников или мучеников (прообраз отпущения грехов). Такое заступничество оказывалось в письменном виде, т. е. кающийся получал «libellus pacis».

Возвращение в лоно Церкви (reconciliatio) проходило в Страстной четверг.

Наряду с этой «официальной» практикой покаяния, которая имела силу для каждого христианина, особенно в монашестве и в подражание ему, появлялась возможность индивидуального духовного руководства: подавленный или удрученный своими грехами обращался за советом, помощью и заступничеством к своему «духовному» отцу, который приводил его к покаянию и тем самым к отпущению грехов.

 Св. Иероним говорил: «Если больной стыдится открыть рану врачу, искусство врачебное не в состоянии помочь ему». Папа Лев Великий подчеркивал значение личной (тайной) исповеди. В первые века христианства она полностью отсутствовала. Это побудило Церковь ввести в практику тайную исповедь. (Обычай публичной исповеди существовал до 7 в., когда стала преобладать индивидуальная тайная исповедь перед священником).

Относительно необходимости покаяния сохранялся раннецерковный принцип, что всякий «смертный грех» должен быть исповедан. Очень скоро, однако, Церковь стала вменять в долг всем христианам регулярную исповедь.(Есть упоминания, что около 900 г. в разных частях Галлии была обязательна в году трехразовая исповедь).

Завершилось это развитие постановлением IV Латеранского собора (1215 г.), которое предписывает для всех членов Церкви покаяние минимум один раз в год.

Прежнее воззрение на покаяние с его чрезмерно строгими требованиями к жизни христиан стало практически невозможным. Прежде всего было необходимо отменить старый принцип «penitentia una», означающий как невозможность повторить единожды совершенное покаяние, так и радикальные последствия статуса публично кающихся. Ведь старое церковное покаяние было близко к «утопической цели» превратить решение покаяться в своего рода монашеский отказ от мира: кающийся брал на себя обязательство — сверх времени собственно покаяния — отказаться от брачного общения (соответственно, от вступления в брак) и от исполнения государственных должностей (офицера, судьи etc.).

Упорядоченная церковно-правовая структура старого покаяния была изменена. Теперь христиане, сколько бы раз они ни согрешили, исповедовали свой проступок перед священником или епископом, принимали от него назначенное им покаяние, после выполнения которого они допускались к участию в Евхаристии. Если покаяние тянулось долгое время, то отпущение грехов могло произойти и до его окончания.

Формула обязательной тайной исповеди, предписанная IV Латеранским собором (1215) и утвержденная Тридентским (1545-1563), предусматривала необходимость покаяния для всех христиан «разумного возраста» не реже одного раза в год. Соблюдение тайны исповеди устанавливалось в качестве обязательного требования декретами пап Климента VIII и Иннокентия XI.

Формулы отпущения грехов закрепили буллы пап Мартина V (1418) и Льва Х (1520), а также канон Тридентского собора (1551).

Иисус Христос передал власть прощения грехов епископам и священникам (Мф. 18, 18; Ин. 20, 23). Поэтому священник говорит: «Пусть Бог Отец милосердный, смертью и воскресением Своего Сына примиривший мир с Союой и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей дарует тебе прощение грехов и мир. Я отпускаю тебе грехи твои во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Breviarium Fidei 461).

 

Лит-ра

 

П Ватиканский собор. Пастырская конституция «Радость и надежда» (О Церкви в современном мире).

Биффи Джакомо. Я верую (краткое изложение католического вероучения). Христианская Россия. Милан, 1990, С. 87-98.

Аббат Поль. Замысел Божий и чудеса Его милосердной любви. Изложение христианского вероучения. Брюсель, 1990, С. 249-296.

Катехизис Католической Церкви. М. 1996, С. 291-335.

Встану и пойду к Отцу. Взрослым о таинстве покаяния и Евхаристии. Гродно, 1996.

о. Йозеф Климурчик. Таинства. Колледж католич. Теологии им. св. Фомы Аквинского. М. 1996.

Конрад Ричард, ОР. Вера Католической Церкви. Киев, 1997, С. 139-157 (Евхаристия); С. 158-184 (др. таинства).

Дайчер Фаддей, свящ. Размышления о вере. Новосибирск, 1997. С. 157-169 (крещение), С. 170-184 (миропомазание), С. 185-192 (Евхаристия).

Бенедетто Теста. Таинства в Католической Церкви. М. 2000.

Дюмулен Пьер, свящ. Источник жизни. Таинства. Спб. 2000.

 

 

 


Теги:  католицизм, богослужение и морфология культа
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)