КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Категории

культура

Культура. Энциклопедия.

Культура в самом широком значении представляет собой мир человека, совокупность плодов человеческого познания и творчества. Культура есть такое сущее, которое начало быть через человека и вне отношения к нему не существует. В этом – онтологическом смысле – она выступает искусственным ………….., которое располагается «между» естественным (природой, материальным миром, космосом) и сверхъестественным (Богом и миром духов). Онтологические различия между культурой и цивилизацией(социумом, обществом) не существенно, но оно важно в аксиологическом плане. Культура вырастает исторически и перманентно воспроизводится (креативируется) через отношение человека 1) к природе(изначальное значение термина – искусственное растение); 2) к другим людям (что составляет сферу социальности, общества, иных отношений); 3) к самому себе; 4) к Богу или абсолютной реальности. Четвертое (вертикальное) измерение культуры образует религию. Религия, хотя и не осуществима вне цивилизации, к культуре не редуцируема, поскольку предполагает отношение к трансцендентному – сверхчеловеческому и сверхприродному. Это, как и фактор ее специфического внутреннего строения, дает основание рассматривать культуру как самостоятельную область духовной деятельности.

Культура – плод коллективной демиурги человеческого рода, которая осуществляется как бессознательно-спонтанная органопроекция. В этом смысле культура – искусственный организм, то есть система функционально дополняющих друг друга «элементов», органов и подсистем. Единичное в культуре суть события, люди и продукты их деятельности. Это аналоги клеток биологического организма. Особенное в культуре суть ее формообразования, кристаллизующие отношение к природе, к другим людям и к самому себе. Указанные отношения составляют триединство, однако каждое из них обладает-таки определенной самостоятельностью. Базовые формообразования, складывающиеся в линию отношения человека к природе, суть техника, наука, научная картина мира. Базовые формообразования, кристаллизующие опыт межчеловеческих отношений, суть экономика, политика, государство, право, мораль и социальное мировоззрение эпохи. Само отношение, пронизывая всю культуру, не исключая религию, философию, свое преимущественное воплощение обретают в эстетическом творчестве. Базовые формообразования, искусства, этого самого субъективного и потому склонного к субъективизму плана культурного бытия, суть архитектура, скульптура, живопись, музыка, поэзия и литература (остальные производные или недифференцированные). Формообразования культуры аналогичны органам живого организма. Всеобщее в культуре – дух эпохи и ее духовная жизнь. Они подобны подсистемам – нервной и кровеносной, которые не связаны с каким-то одним органом, обеспечивая единство и интегрированность в окружающую сферу всего организма. Всеобщее выстраивается в архетипах (синкретический уровень), символах (духовно-чувственный план), категориях культуры и универсалиях (рациональный аспект) и ценностях (духовно-эмоциональное и волюнтативное измерения культуры). Духовная жизнь эпохи представляет собой триединство когнитивного, выражающееся преимущественно в науке, эстетического (главным образом в искусстве) и коммуникативно-практического отношений, образующего сферу социальности, каждое из которых фундируется базовой трансценденталией – соответственно – Истиной, Красотой, Благом. Такие формирования культуры как семья, система образования и философия не поддаются однозначной линейной проекции, выполняя повышенную коммуникативную нагрузку в развитии цивилизационного организма.

Кроме того, мир культуры может быть специфицирован по географическому (английская, немецкая, русская) и историческому (древняя, новая, современная) критериям, а также по религиозным основаниям (буддийская, мусульманская, христианская).

Предложенная модель описания культуры будет наглядной с помощью метафоры «культурного древа».

Культурология – в широком значении – совокупность знаний и методов, включая социологический, исторический, философский, о культуре. В узком – достаточно молодая наука, с еще не определившимся четким предметом и методом. Религиозная культурология представляет собой политику осмысления культуры и ее феноменов с определенных конфессиональных позиций, как правило, в рамках христианства.


Теги:  морфология культуры
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Богатырёв Д. К.