КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Категории

иудейская этика

ИУДЕЙСКАЯ ЭТИКА –

ИУДЕЙСКАЯ ЭТИКА – совокупность представлений иудаизма о нравственном поведении человека исходя из ценностей Священного Писания как Письменного (Танаха), так и Устного (Талмуда). Вопросы нравственности являются стержневыми в иудаизме, поскольку, как сказано в Писании, человек был создан по образу и подобию Бога, и , следовательно, должен в своей деятельности быть подобным ему. Это должно заключаться в следовании Божественному нравственному закону и постоянному стремлению к добру. Согласно традиции, для распространения этой идеи среди всего человечества Бог заключил с патриархом Авраамом и его потомством особый союз. В более конкретной и полной форме этот союз был закреплён дарованием на горе Синай всем сынам Израиля десяти заповедей. Причём подчёркивается, что свидетелем акта дарования были не только Моисей и другие вожди, но весь народ полностью. И как сказано в Священном писании, Бог провозглашает через Моисея «дому Иаковлеву, сынам Израилевым»: «если вы будете соблюдать завет Мой, то будете моим уделом из всех народов: ибо Моя вся земля. А вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исход 19: 3, 4-5). Именно только в религиозном смысле понимается избранность иудеев, через которых Бог дал миру универсальный закон справедливости и нравственности. Сочетание национального и универсального нашло своё отражение и в самом тексте десяти заповедей. Первое отражено в первой заповеди, гласящей: «Я Бог твой, который вывел тебя из Земли Египетской». Последующие предписания: – монотеизм, почитание родителей, уважение чужой собственности, жизни другого человека, порицания разврата и злословия и жадности – носят универсальный характер. Еще более подчёркивается универсальность Синайского откровения заповедью почитания субботы, причём субботний отдых распространяется на иудеев, их слуг не иудеев и даже на домашний скот (Исход 20: 2). В дальнейшем установлено, что для достижения благости иудеям было предписано соблюдать 613 заповедей, в то время как не иудеям достаточно придерживаться только семи заповедей Ноя, то есть избегать: 1. идолопоклонства; 2. разврата и прелюбодеяния; 3. кровопролития; 4. поругания имени Божьего; 5. насправедливости и беззакония; 6. грабежа; 7. жестоких, бесчеловечных поступков , в том числе жесткого обращения с животными. Вообще вопросам нравственности иудаизм придаёт гораздо большее значение, чем даже проблемам догматики или ритуала. В этом смысле характерен призыв Господа: «милости хочу я, а не жертвы»(Осия 6:6). Ещё яснее это выражено в поучении о сущности иудаизма великим иудейским законоучителем Гилелем (1 в. до н.э.– 1в. н. э) язычнику: « не делай ближнему того, что не желаешь, чтобы делали тебе. Всё остальное есть толкование».(Н. Бялик, И. Равницкий. Агада. Иерусалим. 1992. С. 280). Этому принципу подчинена и социальная доктрина иудаизма. Основным принципом её является понимание того, что все земные блага и собственность являются не личным владением, а имуществом, доверенным их владельцу в управление и хранение Всевышним. Поэтому нельзя использовать стеснённые обстоятельства другого для личного обогащения. Обличение богачей особенно ярко выражено в словах пророка Исайи: : «Горе вам, прибавляющим дом к дому, присоединяющим поле к полю, так что другим не остаётся места, как будто вы одни поселены на земле» (Исайя 5:8). Даже раб, в соответствии со Священным Писанием, в древнейшие времена никогда не считался полной собственностью хозяина. Нанесение какого-либо физического ущерба рабу или рабыне влекло за собой их освобождение (Исход 21: 26-27). Более того, беглого раба нельзя было возвращать прежнему хозяину (Второзаконие 23: 15–16), что немыслимо себе представить и не только в древнем обществе. Вообще надо отметить, что согласно Торе, все люди – царь, подданный свободный, раб, пришелец – равны перед нравственным законом Бога и отличаются только своими социальными функциями. Показательно отметить, что в иудаизме постоянно подчёркивается, что Бог любит всех людей, и поэтому иудеи должны следовать этому правилу в первую очередь. Как провозглашено Богом во Второзаконии (10 19): «Любите и вы пришельца, ибо и сами вы были пришельцами в земле Египетской». Особое место поэтому в иудаизме занимает проблема милосердия и сострадания, отказ от которых приравнивается к богоотступничеству. Эти принципы распространяются даже на неживую природу. В частности, при осаде враждебного города нельзя губить фруктовые деревья противника, «ибо дерево на поле не человек, чтобы уйти от тебя в укрепление» (Второзаконие 20: 19). В иудаизме выделяются следующие виды добрых дел особенно возвышающих человека как в этом, так и в другом мирах: гостеприимство и предоставление пищи голодному, одежды и обуви нуждающимся, посещение и уход за больными, погребение умерших, утешение скорбящих, выкуп пленников и выдача замуж невест из бедных семейств. Строго определены и формы обеспечения пищей нуждающихся с тем, чтобы нуждающийся не испытывал чувства унижения. Например, в древности прямо предписывалось оставлять несжатыми края поля для бедных, вдов, сирот и пришельцев, для них же предназначались и опавшие при жатве колосья, а также забытые снопы. Великий иудейский религиозный мыслитель 12 в. Моисей Маймонид указал 8 категорий помощи в зависимости от её религиозно-духовной значимости, где самой ценной является помощь ссудой и в поисках заработка, когда дающий и принимающий не знают друг друга. Самой низкой ценностью обладает оказание помощи неохотно и не полностью. При этом сам факт благотворительности считается полезным и даже необходимым прежде всего самому дающему, поэтому все дела и акты благотворительности обозначаются еврейским словом «цедака (праведность)». Этим подчеркивается, что акт благодеяния является выполнением Божьего завета. Решительно отвергается отказ поделиться с бедствующим на основании принципа «это моё». Вместе с тем считается, что помощь не должна стимулировать безделье и лень. Необходимость трудиться является одним из основных принципов И. Э. Даже самому уважаемому мудрецу лучше выполнять самую грязную работу, чем просить помощи у других. Но категорически запрещено давать пожертвования, не расплатившись с долгами или с целью скрыть дурные дела и поступки. Соответственно нельзя принимать помощь от занимающегося преступной деятельностью. Но самое главное, цедаку надо оказывать приветливо, с искренней радостью, иначе даже крупная сумма не считалась угодной Богу. Показательно, что милосердие, согласно И. Э., распространяется и на животный мир, в частности, в субботу домашний скот должен также отдыхать, согласно талмудическим законам необходимо разгрузить упавшее вьючное животное, забой скота должен осуществляться самым щадящим образом, а охота как развлечение вообще запрещена. Следует указать, что в И. Э. довольно туманно и неконкретно говорится о бессмертии душ и воздаянии в загробной жизни, хотя и нет сомнения в их реальности. Причину этого можно понять, в частности, из слов законоучителя Антигоноса из Сохо (3 в до н. э.): «Не будьте (в служении Господу) как рабы, служащие господину под условием платы; но будьте как слуги, не имеющие в виду награды, и да будет вам присущ страх Божий» (Трактат Пирке Авот (Поучения отцов), 1:3). Понимание важности требований И. Э. настолько велико, что согласно Священному Писанию, все бедствия, обрушивающиеся на иудеев, объясняются, прежде всего, нарушением ими законов И. Э. и воздаянием за собственные грехи народа Божьего.

Литература: Й. Телушкин. Еврейский мир. Иерусалим–Москва. 1992.; Кицур шульхан арух. Русский перевод. М. 1999; Трактат Пирке авот (Поучения отцов)// Сидур (Молитвенник с русским переводом А. Воль). Факсимильное переиздание. Монреаль. 1987. В.Л. Вихнович. Иудаизм. СПб. 2010.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Культурология / Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.