КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Философия
Категории

аллегория

АЛЛЕГОРИЯ (греч

АЛЛЕГОРИЯ (греч. ἀλληγορία – иносказание) – фигуральный способ донесения и передачи умозрительных предметов при помощи наглядного образа, используемый в дидактических или просветительских целях. Выстраивается А. путем заведомого нарушения единства, существующего между планом выражения и планом содержания, однако, будучи условным знаком, имеет в отличие от метафоры и символа однозначную и зачастую прямолинейную трактовку, так или иначе зафиксированную в культуре. Наиболее распространенный тип А. – олицетворение, например, в образах девяти муз персонифицированы виды искусства. В качестве литературного тропа А. известна со времен античной риторики; как эффективный разъяснительный прием охотно применялась Платоном, нередко прибегавшим к форме притчи в своих философских построениях. Возникновение аллегорезы – аллегорического метода толкования, призванного вскрыть заложенный в авторитетных источниках скрытый смысл, – также связывают с Древней Грецией, апеллируя как к одной из главных причин к отказу от буквального понимания мифологических событий. В христианскую экзегетику с тем же намерением А. ввел Филон Александрийский, правда, у него она не отменяет дословный смысл Писания, а лишь дополняет его. Именно Александрийская школа богословия (Филон, Климент, Ориген) зачинает традицию аллегорической интерпретации Священных книг, понимая А. не просто как фигуру речи, а как содержательную характеристику текста – намеренное препятствие на пути к буквальному его восприятию. Широкое хождение А. получает и в средневековой онтологии: само видение мира как книги, написанной Творцом, предполагает необходимость его аллегорического истолкования; особым стимулом расшифровывать тайный смысл мира здесь выступает представление, согласно которому Бог создавал его как А. Самого Себя, ибо ничем иным, кроме как А., мир и не может быть, коль скоро сотворен через Слово. Но наибольшее распространение А. имела в искусстве барокко и классицизма, хотя каждая из этих эпох акцентировала различные ее аспекты: если барокко интересовал энигматический элемент А., то классицизм, наоборот, делал упор на ее вразумительность в качестве доходчивого демонстрационного средства. Гёте отводил ей специфическую роль в художественном творчестве, поскольку, по его мнению, именно А. оказывается той промежуточной ступенью, что трансформирует явление в нечто другое – в картину.

Лит.: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976; Бычков В. В. Образ // Бычков В. В. Aesthetica patrum. Эстетика Отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин. М., 1995. С. 215–250; Ман П. де. Аллегория чтения. Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург, 1999; Kurz G. Metapher, Allegorie, Symbol. Göttingen, 1982; Pépin J. Études historiques: La tradition de lallégorie de Philon dAlexandre à Dante (2). Paris, 1988; Bühlmann W., Scherer K. Sprachliche Stilfiguren der Bibel. Von Assonanz bis Zahlenspruch. Ein Nachschlagewerk. Gießen, 1994; Allégorie des poètes, allégorie des philosophes: études sur la poétique et lherméneutique de lallégorie de lAntiquité à la Réforme. Paris, 2005; Sellin G. Allegorie Metapher Mythos Schrift. Beiträge zur religiösen Sprache im Neuen Testament und in seiner Umwelt. Göttingen, 2011; Meuthen E. Sprachkraft. Versuch über Ironie und Allegorie. München, Padeborn, 2011.

 


Теги:  литература и музыка
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Коваль О. А.