КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Универсалии

русская философия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ – совокупность философско-мировоззренческих течений, оформившихся в России к середине XIX в

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ совокупность философско-мировоззренческих течений, оформившихся в России к середине XIX в., и многогранно выражающих специфику русской интеллектуальной культуры. Хотя основные проблемы философии имеют мировой, универсальный характер, существует, по верному указанию Б.П.Вышеславцева, русский подход к мировым проблемам, русский способ их переживания и обсуждения. На взгляд названного мыслителя, характерными чертами отечественного философского сознания являются его связь с эллино-христианской традицией, глубокий интерес к проблеме Абсолютного, а также к загадке человеческого «Я » и к провиденциальному смыслу страданий (См.: Указ соч. С. 154-255). По мнению Н.О.Лосского, наиболее характерная черта р. ф. выражается в ее религиозной ориентации, в стремлении наиболее крупных отечественных мыслителей разработать всеобъемлющее христианское мировоззрение. Русская христианская философия, уточняет Лосский, отличается реализмом, интересом к космологическим вопросам; духовным онтологизмом, предполагающем наличие сокровенных бытийных связей между всеми существами в мире, что делает мир живым целым; приверженностью принципу соборности, предусматривающему сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и абсолютным ценностям (См.: Указ. соч. С.517-518). В.В.Зеньковский видел своеобразие отечественной философии прежде всего в том, что три основополагающие проблемы, рожденные внутри христианского миросозерцания, – проблему личности, проблему свободы и проблему социального благоустройства – русская мысль, в отличие от большей части западных философских течений XIX и ХХ вв., стремилась осмыслить не вне христианской церковной традиции, а в ее свете (См.: Указ соч. С. 234-235). А.Ф.Лосев связывал специфику русской философской мысли с онтологизмом, выражающемся в отвращении от всякого рода субъективизма и в интересе к единству духовного и материального; с идеей соборности; тяготением к этическим проблемам, обычно разрешаемым в духе общественного подвижничества и героизма; с нелюбовью к строгим логическим системам (См.: Указ соч. С.509-512). В.Ф.Эрн, так же указывал, что своеобразие русской мысли выражается в недоверии философскому рационализму и в стремлении к непосредственному пониманию жизни, а не к построению систем; в глубокой религиозности мышления; в персоналистической ориентации ( См.: Указ. соч. С. 91-95). Н.С.Арсеньев, разделяя мысль о религиозной природе русской философии, подчеркивал ее приверженность христоцентризму, соборности, идее духовного преображения познающего субъекта, как первостепенного условия истинного познания (См.: Указ. соч. С. 32-33). Н.А.Бердяев, подчеркивая со своей стороны первенство религиозных, моральных и социальных мотивов в русской мысли, обращал внимание на ее эсхатологическую окраску и на тесную связь с проблемами философии истории. «Русская самобытная мысль, – писал Бердяев, – пробудилась на проблеме историософической. Она глубоко задумалась над тем, что замыслил творец о России, что есть Россия и какова ее историческая судьба» (См.: Указ. соч. С. 71).

Таким образом, есть достаточные основания видеть типологическую специфику р.ф. в своеобразном преломлении на нашей национальной почве восточно-христианской духовности; в тесной связи философских интересов с тематикой правдоискательства в его индивидуальном (праведность), в социальном (справедливость) и в общемировом ( соборность твари) смыслах, а также с проблемой исторической миссии России. По-видимому, именно религиозно ориентированное течение отечественной мысли наиболее ярко проявило целых ряд ключевых мотивов, установок, проблем р.ф. (См.: религиозная философия). Нам кажется существенно близкой к истине следующая обобщенная характеристика А.И.Маиловым специфики р.ф. сравнительно с типом западноевропейской интеллектуальной культуры. «Классическая, в особенности, немецкая классическая философия была философией «критик»… Русская философия строилась не как философия критик, а как философия оправданий…– «Оправдание добра» у Вл.Соловьева, «Оправдание человека» у Бердяева, оправдание мира у Булгакова. Или эти заголовки и подзаголовки сменялись «Смыслами». Но это были оправдания практические, а не только теоретические, это были требования практического оправдания, как доведения до правды, как выполнения задания. Отсюда представление о неисчерпаемости субъекта определений или предикаций, субъектное, а не предикативное философствование, отсюда не философия религии, а религиозная философия. Но это оправдание в процессе свободного осуществления задания или нормы. По любви и всем вместе, соборно, церковью как общиной верующих и добровольно объединяемых в общем деле, В качестве онтологического основания подобного действия и предполагалось объективное всеединство, но Личности» (См.: Указ. соч. С. 20 -21).

В зависимости от типа философского-методологических установок, можно выделить следующие течения р.ф.:

1. Религиозная философия, отрицающая возможность религиозно нейтрального (чисто научного, в том числе) философствования и исходящая из признания Откровения высшим источником истины, а религиозной веры – основополагающим фактором движения философской мысли (П.Я.Чаадаев, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, В.Д.Кудрявцев-Платонов, В.С.Соловьев, В.И.Несмелов, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, ранний А.Ф.Лосев и др.).

2. Теоретико-метафизический идеализм, руководствующийся идеалом автономного научно-философского исследования, чуждый всякого рода религиозно-интуитивной непосредственности и или далекий от сугубо религиозных проблем, или прокламирующий первенство разума в познании Бога, первоначал мира и смысла человеческого существования ( В.А.Снегирев, Н.Г. Дебольский, А.А. Козлов, Б.Н.Чичерн, Л.М. Лопатин и др.).

3. Позитивизм, как антиметафизическое и отчасти антирелигиозное мировоззрение, стремящееся перенести в сферу философии методы положительной науки (А.И.Герцен, К.Д.Кавелин, П.Л.Лавров, Н.К. Михайловский, Н.К. Кареев, В.В.Лесевич и др.).

4. Материализм в его различных разновидностях<#whitespace />( М.А.Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Г.Чернышевский, Г.В.Плеханов, А.А.Богданов и др.).

По типу ценностных ориентаций, наиболее мировоззренчески характерными течениями р.ф. можно считать:

1. Просвещенный православный традиционализм ( И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, Л.А. Тихомиров, Д.А. Хомяков и др.).

2. Христиански ориентированное, либерально-консервативное запад-ничество (П.Я. Чаадаев, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, В.С.Соловьев и др.).

3. Радикальное (А.И.Герцен, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев, Н.Г.Чернышевский и др.) и умеренное (Н.К.Михайловский, И.И.Каблиц, С.Н.Южаков и др.)<#whitespace />народничество.

Исторически в среде российской интеллигенции распространились философски сравнительно элементарные позитивистко-народнические и атеистическо-материалистические концепты, а после революции 1917 г. на многие десятилетия в стране утвердился официозный «диалектический материализм». Однако целый ряд базовых для русской культуры и, соответственно, р.ф. мировоззренческих принципов ( вера в первенство нравственных императивов человеческого поведения, приоритет общего блага над частными интересами, идея нравственно-общественного служения, российский социально-исторический миссианизм ) хотя и в «превращенных» формах, но все же сохранялся в рамках советской идеологии.

Лит.: Арсеньев Н. О некоторых основных темах русской религиозной мысли 19-го века // Русская религиозно-философская мысль ХХ века. - Питтсбург, 1975; Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М., 1990; Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. Этика преображенного эроса. – М., 1994; Зеньковский В.В. История русской философии. Т. II, часть 2. - Л., 1991; Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии. Философия. Мифология. Культура. - М., 1991; Лосский Н.О. Русская философия. - М.,1991. Маилов А.И. Русская религиозная философия в «Пути». Вып. 2. Сергий Булгаков. - СПб., 1993; Эрн Вл. Нечто о Логосе, русской философии и научности. Борьба за Логос. - М., 1911.

 

Булычев Ю.Ю.


Теги:  православие, морфология культуры, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Булычев Ю. Ю.
Immediate Vortex