КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

Богоматери культ католический

БОГОМАТЕРИ КУЛЬТ КАТОЛИЧЕСКИЙ

 

Пресвятая Дева Мария, Мать Иисуса Христа (Мадонна). Почитание Пресвятой Девы Марии сформировалось к 4 в. На Ш-м Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Она официально была провозглашена Богородицей и Царицей Небесной. Решения собора были основаны на евангельском повествовании о чудесном рождении Богомладенца Христа Девой Марией, которая, зачав Его непорочно от Святого Духа, осталась девой (пречистой, приснодевой). Тем самым богочеловек Христос оказывается свободным от первородного греха. Церковным догматом Непорочное зачатие становится с III (Эфесского) Вселенского собора в 431 г.

Этому способствовали распространившийся аскетизм, прославлявший девство. Богоматерь воспевалась в трактатах, проповедях и песнопениях. Первым храмом Девы Марии стала церковь в Эфесе, в которой проводился Собор 431 г.; вскоре после этого в Риме была освящена базилика Санта-Мария Маджоре, вслед за которой вскоре появилось, особенно на Востоке, множество других церквей, посвященных Деве Марии.

Почитание Девы Марии проявилось и в установленнии праздника Вознесения Божией Матери. Христ. богословы, опираясь на сказание «Transitus Mariae», высказали мысль о том, что Дева Мария, умершая естественной смертью и похороненная в Гефсимании, очевидно, была взята на небо, ибо когда вскрыли ее могилу, то вместо тела Богоматери там нашли лишь букет свежих роз. Посвященный этому событию праздник Успения Богородицы был введен в IV в. Восточной Церковью. Церковь Запада решила включить этот праздник в свой годовой цикл в 6 в. XII век стал, благодаря ордену св. Бернарда, веком почитания Божией Матери; все цистерцианские церкви были посвящены Пресвятой Деве.

С 12 в. на Западе распространяется идея о непорочном зачатии Девы Марии ее родителями – Иоакимом и Анной. Лионские каноники установили праздник в честь Непорочного зачатия. Доминиканцы отрицали справедливость такого мнения, но уже в 14 в., благодаря францисканцам, как праздник, так и учение, были признаны в РКЦ повсеместно.

В 1389 г. Климент УП (антипапа) учредил праздник Посещения Божьей Матери, отмечаемый в Католической Церкви 2 июля. К началу 12 в. относятся первые сведения о почитании Святого Сердца Марии. Широкое же распространение оно получает в 17 в. Введение праздника Сердца Марии зафиксировано осенью 1648 г. Несколько позднее появились церковные общества Сердца Марии.

Усиленное развитие культа Мадонны в католичестве привело к провозглашению догмата - Непорочного зачатия Девы Марии. В 1854 папа Пий IX провозгласил догмат о Непорочном зачатии Девы Марии и установил ежегодный праздник, отмечаемый 8 декабря. «Все верующие,- писал папа, — должны глубоко и постоянно верить и исповедовать, что Пресвятая Дева с первой минуты Ее зачатия была ограждена от первородного греха благодаря особой милости всемогущего Бога, проявленной ради заслуги Иисуса -- Спасителя рода человеческого». Католическая Церковь учит, что зачатая без греха Мария с первой минуты своего существования была чистой и святой, что, будучи избранницей Отца Небесного, она, подобно второй Еве, вышла из Его всемогущей длани.

1 ноября 1950 папа Пий XII особым декретом провозгласил догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева после окончания ее земного пути была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». Обоснование этого догмата было найдено в Откровении Иоанна Богослова, где сказано: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» (Откров. 12, 1-2).

В РКЦ установлен обряд Коронации образов Божией Матери, т.е. увенчание их драгоценными коронами. В 18 в. этот обычай перешел в Польшу. 8 сентября 1717 г. на Ясной Горе (Ченстохов) была увенчана Ченстоховская икона Божией Матери.

В 1964 г. папой Павлом VI Пресвятая Дева Мария была провозглашена «Матерью Церкви».

 

Лит-ра.

 

Римский новый догмат о зачатии Пресвятой Девы Марии без первородного греха пред судом Св. Писания и Предания св. отец. Спб. 1858. (пер. с франц.)

Аббат Поль. Замысел Божий и чудеса Его милосердной любви. Изложение христианского вероучения. Брюсель, 1990, С. 308-322.

Раген Ив. Книга о Марии. Брюссель, 1991.

Св. Гриньон де Монфор. Тайна Пресвятой Богородицы. Брюссель, 1992.

Дева Мария. Соспасительница, Посредница, Защитница. Санта-Барбара (США), 1993.

 

 


Теги:  католицизм, богослужение и морфология культа
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  архим. Августин (Никитин)