|
Проекты, учреждения обновленчествоОбновленчество — антиправославное реформационное движение в среде священнослужителей и мирян РПЦ, возникшее в 1922 как следствие кризисных явлений в русском православном сознании и церковной жизни, усугубленных смутой революции. Духовными предпосылками О. были отрыв части священства и близкой к церкви интеллигенции от православной традиции, подмена подлинного церковного миросозерцания искусственными идеями «нового религиозного сознания» (восходящими к трудам известного религиозного философа В. С. Соловьева и его последователей), а также личные амбиции и лояльное отношение к советскому режиму, ставшее обычным в среде церковных реформаторов. Последнее обстоятельство обусловливало стремление «обновленцев» установить политический союз (конкордат) с большевистским государством и за счет этого прочно вписаться вместе с «новой церковью» в новую социально-политическую систему. С самого начала О. представляло собой собрание разнородных групп (среди которых самой крупной была группировка «Живая церковь»), объединенных лишь отрицательным отношением к РПЦ. Наиболее видной и характерной фигурой среди лидеров О. являлся Александр Иванович Введенский (1889-1946) — священник с идеями радикального преобразования православия. В дореволюционные годы он был частым гостем салона «неохристиан» Д. С. Мережковского иЗ. Н. Гиппиус, после октябрьского переворота превратился в горячего сторонника создания «советской церкви» и был возведен обновленцами в сан «митрополита». Согласно программе, принятой на собрании группы «Живая церковь» в мае 1922, О. стремилось размыть догматические основы православного вероучения. В частности, в идею творения мира Богом вносилась «естественнонаучная» мысль об участии в творении «производительных сил природы»; чисто моральным толкованием заменялись идеи Страшного суда, рая и ада; отвергались монашество и путь мистического богопознания; предполагалось упростить и «демократизировать» богослужение, приблизив его к тогдашнему состоянию общественного сознания; открыть доступ к епископскому чину белого духовенства. Негативную роль в русской церковной смуте сыграла Константинопольская патриархия, а также Александрийский и Иерусалимский патриархи, которые признали обновленческий «синод», до конца 1930-х гг. поддерживали связи с О. и рассматривали его деятелей как представителей Русской церкви. Но зачастую безнравственное поведение и политиканство лидеров О., стремившихся выслужиться перед властями, и, прежде всего, неправославная программа движения отталкивали от него широкие слои верующих. После начала Великой Отечественной войны покаянное возвращение отступников в лоно РПЦ приобрело всеобщий и повсеместный характер.
Теги: православие, русская философия Дисциплина: Религиоведение Авторы: Булычев Ю. Ю. |