|
Проекты, учреждения саддукеиСАДДУКЕИ (евр. цадуким) – одно из основных религиозно-политических движений в Иудее 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. Название по современным представлениям происходит от имени первосвященника при правлении царя Соломона Садока. С. представляли собой элиту иудейского общества – высшие слои священнослужителей, богатых землевладельцев, военачальников и чиновников. С. являли собой замкнутую группу, члены которой были тесно связаны между собой семейными узами и, как правило, из их среды происходили первосвященники. По своей идеологии С. были приверженцами законов Моисея, но вместе с тем они были умеренными сторонниками эллинистической культуры. С. отрицали «Устную Тору», создаваемую их противниками фарисеями. Однако, согласно современным сведениям, в частности, из рукописей, найденных у Мертвого моря, С. имели свою традицию толкования письменного Священного Писания, хотя и противоречащую «Устной Торе» фарисеев. С. отрицали идеи бессмертия души и не верили в посмертное воздаяние. Не признавали они и существование ангелов в качестве сверхъестественных существ. С. отрицали и Божественное предопределение судьбы человека, полагая, что человек сам несёт ответственность за творимое им добро и зло. Расходились С. со своими оппонентами фарисеями в вопросах религиозного календаря и определения дат некоторых иудейских праздников. Отрицая «Устный Закон», С. требовали неукоснительного соблюдения законов Торы, в частности, буквального выполнения закона «око за око и зуб за зуб». Жертвоприношения они полагали более важным делом, чем молитвы и даже изучение Писания. В независимой Иудее при правлении династии Хасмонеев С. как правило занимали доминирующее положение в государстве, в частности, в верховном органе политической, религиозной и судебной власти страны – Синедрионе. При царе Александре Яннае в 95 г. до н. э. вспыхнуло восстание против С., руководимое фарисеями, которое было жестоко подавлено, и С. только укрепили своё положение. Однако при правлении последней царицы Соломеи - Александры (76 – 67 гг. до н. э.) С. уступили своё влияние фарисеям, но после потери независимости Иудеи С. сумели, опираясь на поддержку римлян, восстановить своё положение. При царе Ироде Великом к С. примкнула аналогичная по взглядам священническая группа, возглавляемая отцом одной из жён царя Симоном бен Боэтусом (боэтусеи), назначенного Иродом первосвященником. Вплоть до Иудейской войны С. в целом занимали проримскую позицию и, есть основания полагать, что, господствуя в Синедрионе, они добились осуждения Иисуса как мятежника против римской власти. С началом антиримского восстания власть в Иерусалиме перешла в руки врагов С. воинствующих фарисеев – зелотов. После разрушения Храма и прекращения жертвоприношений С. теряют своё значение и исчезают с исторической сцены. Однако идеи С. продолжали существовать в иудейской среде довольно долгое время и даже по всей вероятности оказали своё влияние на формирование секты караимов в 8 в. Литература: В. Чериковер. Эллинистическая цивилизация и евреи. СПб. 2010; Л. Шифман. От текста к традиции. Москва-Иерусалим. 2002; Т. Раджак. Иосиф Флавий. Историк и общество. Москва – Иерусалим, 1993; Саддукеи// Краткая еврейская энциклопедия М. 1996. Теги: иудаизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Вихнович В. Л. |