КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

шактизм

ШАКТИЗМ – одно из крупных направлений в индуизме, основу которого составляет культ Шакти в ее многообразных проявлениях. Почитание богинь не занимало значительного места в патриархальной религии древних ариев, в ведах мы не обнаруживаем те имена Богини и связанные с нею мифы, которые можно отыскать позднее, в «Махабхарате» и пуранах. Поэтому, как пишет Р. Н. Дандекар, «культ Шакти следует возводить к доведийскому, неарийскому культу Богини-Матери». Некоторые исследователи видят истоки Ш. ещё в религии Индской цивилизации, другие ставят это под сомнение. Постепенно культы многочисленных местных богинь становятся составной частью брахманистской религии. В эпоху Гуптов (c IV в.) и в более позднее время складываются представления о верховном женском божестве (Махадэви) как высшей реальности, по отношению к которому отдельные богини являются только её формами. Устанавливается также зависимость мужских божеств от Махадэви. Важнейшее же значение в это отношении имела «Дэви-махатмья» – текст, включенный в «Маркандея-пурану».

Примерно с VIII в. появляются тантры, и таким образом Ш. обретает философско-теоретическую базу. Традиционно насчитывается 64 тантры Ш., но на самом деле их значительно больше. Наиболее известными из них являются «Маханирвана-тантра», «Куларнава-тантра», «Йогини-тантра». Касаясь вопроса о соотношении Ш. и тантризма, следует заметить, что индуистский тантризм по традиционным представлениям есть форма Ш., и все шактисты так или иначе являются тантристами. При этом не следует ограничивать тантру только лишь рамками Ш., поскольку к тантризму также относят некоторые формы шиваизма и вишнуизма.

Помимо тантр, авторитетными текстами для последователей Ш. являются такие упапураны, как «Дэвибхагавата», «Калика» и «Махабхагавата», содержащие шактистские интерпретации индуистских мифов и эпических сказаний и ритуальные предписания и завершающие процесс «кристаллизации традиции», начатый «Дэви-махатмьей».

В мировоззрении Ш. монотеизм частично замещается фундаментальным дуализмом, поскольку высшая реальность имеет два аспекта – статичный мужской (Шива) и динамичный женский (Шакти). Общим для всех шактистов являются признание возможности освобождения при жизни (дживанмукти), почтительное уважение к женщинам как к формам Шакти, почитание йони (женского детородного органа), использование мантр и янтр. Основным праздником шактистов является Наваратри, отмечающийся весной и осенью, а объектами паломничества служат питхи – места, связанные с мифом о расчленении тела богини Сати. Последователи Ш. подразделяются в зависимости от своего отношения к ведам и характера своих религизно-мистических практик. Одни из них отвергают авторитет вед и ставят выше авторитет тантр и собственных учителей, и в своей религиозной практике используют методы вамачары, или «пути левой руки», считающиеся неприемлемыми для индуистов (употребление в пищу мяса, рыбы и вина, сексуальные обряды). К этому направлению относится школа кали-кула, зародившаяся скорее всего, в Камарупе (ныне Ассам), цепь ее учительской преемственности восходит примерно к IV в. н. э. Другие шактисты всецело признают авторитет вед и прибегают лишь к практикам, не противоречащим брахманистской ортодоксии (дакшиначара, или «путь правой руки»). Сюда относится школа шривидья, в которой высшая Богиня почитается в образе Трипурасундари и которая распространена преимущественно на юге Индии.

Свое значение Ш. сохраняет и поныне, как в его эзотерической, так и в народной формах. Кроме того, в конце XIX – начале XX в. он приобрел еще и политический аспект, когда образ Индии как богини-матери стал использоваться для пропаганды патриотических идей.

Лит.: Ефименко В. А. Шактизм и тантра // Древо индуизма. М., 1999. С. 64 95; Кинсли Д. Махавидьи в индийской тантре. М., 2008; Bhattacharya N. N. History of the Shakta Religion. Delhi, 1996; Brown Mackenzie C. The Triumph of the Goddess: the canonical models and theological visions of the Devi-Bhagavata-purana. N.-Y., 1990; Coburn T. B. Devi-Mahatmya. The Crystallisation of the Goddess Tradition. Delhi, 1988; Kinsley D. Hindu Goddesses: Vision of the Divine Feminine in the Hindu Religious Tradition. Delhi, 1987; Rodrigues H. P. Ritual Worship of the Great Goddess. Albany, 2003.

А. А. Игнатьев

 


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Игнатьев А. А.