КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

индийская философия

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (санскр

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – самобытная традиция духовно-теоретического освоения бытия, представленная совокупностью учений о мире, человеке и различных формах его отношений с миром и другими людьми (познавательных, социальных, нравственных, эстетических и т. д.). Разработка этих учений началась в VIV вв. до н. э. на Индийском субконтиненте. Начало И. ф. было положено странствующими учителями-шрáманами, критиковавшими созданное жрецами-брáхманами религиозно-мифологическое ведийское мировоззрение. В Индии в разное время философия обозначалась терминами «даршана» (созерцание), «Брахма-видья», «Атма-видья» (смысл обоих – «познание Абсолюта»), «анвикшики» (исследование), «мата» (взгляд, теория), «мати» (мысль). Как форма интеллектуальной деятельности и социальный институт, И. ф. еще в древности получила высокий социальный статус, сохраняемый ею и сегодня.

И. ф. отличает чрезвычайный полиморфизм: точное количество философских направлений, систем и школ невозможно даже подсчитать. Они делятся на два направления: астика и настика. К настике относятся чарвака (локаята), джайнизм и буддизм. Главные системы астики: санкхья, йога, миманса, веданта, вайшешика, ньяя. К. Поттер предложил включить в число астика-даршан также учение грамматистов (вьякарана), поскольку в нем присутствует своеобразная и авторитетная лингвофилософия. В даршанах обособляются множество школ и подшкол. Ортодоксальные даршаны выступают теоретической основой (садхана) индуизма и составляют индуистскую философию. Приняв ряд базовых идей, зафиксированных в ведийских текстах (существование высшей реальности – Атмана или Брахмана, души–атмана, ее реинкарнации, подчиненности череды рождений закону воздаяния за деяния – кармы, и универсального закона – дхармы, отождествление жизни-сансары со страданием и признав идеал освобождения-мокши), они избежали радикальных противоречий друг с другом, определив собственные проблемные области. Вайшешику (теоретические основы которой заложены в «Вайшешика-сутрах», приписываемых Канаде, и комментарии Прашастапады) интересовала главным образом структура бытия, ньяю (базовыми текстами которой стали «Ньяя-сутры» Готамы-Акшапады с комментарием Ватсьяяны) – проблемы познания и логики, санкхью (базовый текст «Санкхья-карика» Ишваракришны) – взаимодействие материи и души (пракрити и пуруши), йогу (базовыми текстами которой стали приписываемые Патанджали «Йога-сутры» с комментарием Вьясы – теоретическое обоснование техники йоги, мимансу (базовые тексты которой – «Миманса-сутры», приписываемые Джаймини, и комментарий Шабары) – экзегетика (истолкование священных текстов – прежде всего, вед и ритуала), веданту (базовый текст которой – приписываемые Бадараяне «Веданта-сутры» – получил различную интерпретацию в комментариях основоположников трех главных течений веданты – Шанкары, Рамануджи и Мадхвы) – проблема соотношения Абсолюта (Брахмана) и мира (лока), решение которой они искали в первую очередь в упанишадах.

Единство И. ф. обусловливается единством проблематики, категориального аппарата, принятых норм текстовой деятельности и институциализации. Единство проблематики и категориального аппарата восходит к спискам обязательных предметов дискуссии, составленным в шраманскую эпоху паривраджаками (букв. «странниками»). Нормы текстовой деятельности оформились в брахманских школах в процессе создания комплекса ведийской литературы и были перенесены на литературу даршан. И. ф. создала огромный корпус текстов на санскрите, пракритах (в частности, на пали), тамильском) и других индийских языках. Знакомство западного мира с индийской философией началось в эпоху колонизации (XVII в.), профессиональное ее изучение – с XVIII в.

Парадигма И. ф. менялась соответственно историческим периодам: 1) первых философов, или шраманскому – VIII вв. до н. э.; 2) философских школ – II в. до н. э. – II в. н. э.; 3) систематизации философии в сутрах – IIV вв.; 4) традиционных систем философии – VIXVIII вв.; 5) индийского возрождения и «просвещения» – XIX в. – 1-я треть XX в.; 6) современной философии – с 1925 г. по настоящее время. Многие традиционные системы (веданта, ньяя, вайшешика, санкхья, йога) продолжают свою жизнь и в современности.

Первыми философами Индии были странствующие проповедники-шраманы, или саманы (пали), среди которых выделялись группы адживиков, паривраджаков / париббаджаков (пали), джайнов и буддистов, а также отдельные учителя, идеи которых были восприняты многими и развиты в различных школах, – в частности, Алара (санскр. Арада) Калама (повлиял на буддизм, санкхью и йогу) и Магандия. В нападках на догматы брахманизма, на неприкосновенность авторитета вед и освящаемую ведами социальную иерархию шраманы широко применяли разработанные брахманами специальные теоретические методы, совершенствовали их и с их помощью строили философские картины мира, побуждая тем самым и брахманов создавать собственные рационализированные картины мира и развивать эпистемологию. Учения, закрепившиеся в следующий период в качестве «школьных», были не вполне преемницами предшествующих им концепций. Многое из того, что бурно развивалось в шраманскую эпоху, просто исчезло. Изменился статус отдельных учений: одни перестали быть влиятельными (как адживики), другие приобрели философский статус взамен узко специального (как локаятики). Из всех мировоззренческих учений шраманской эпохи в период первых школ сохранились пять: локаята, адживика, протосанкхья, джайнизм и буддизм. Главным вопросом эпохи становится вопрос об Атмане: он-то и разделил астиков и настиков. Последующее развитие И. ф. связано с превращением учений отдельных школ в религиозно-философские теоретические системыдáршаны, и дроблением их на направления и школы.

 Характер философской мысли Индии XIXXX вв. определялся теми процессами, которые шли в обществе. Она поставила и решала такие проблемы, как социальная модернизация, преобразование духовной культуры, синтез культур Индии и Запада, проблема человека. Основным философским направлением, обосновывающим необходимость и возможность возрождения Индии, становится неоведанта, основоположники которой, – Р. М. Рой, Даянанда Сарасвати и Вивекананда, – понимали ее как духовную опору в жизни, как средство в борьбе за национальное освобождение и консолидацию различных социальных групп. Они не только реинтепретировали ведантистские концепции сообразно времени и его задачам, но выступили и как религиозные реформаторы. Р. М. Рой заложил в своих работах теоретические, а в социально-политической деятельности – практические основы социокультурного синтеза индуистской, христианской и исламской культур.

Даянанда Сарасвати в своем «учении о троичности» («траявада»), объединив отдельные положения шести традиционных систем индийской философии, доказывал, что реальность для человека предстает как единство трех несотворенных сущностей: души, Абсолюта и материального мира. В качестве реформатора Даянанда выступал против тех индуистских обычаев и традиций, которые мешали духовному и социальному развитию страны.

Идеалы возрождения и просвещения захватили не только представителей неоведанты, но и исламских мыслителей, живших и творивших в Индии: Саида Ахмад-хана, позже, в первой полови­не ХХ в., поэта и мыслителя М. Икбала. В кон. XIX в. в Индии появляется «академическая философия» профессиональные философы, получившие специальное образование, знающие не только индийскую, но и западную традиции и активно включившиеся в обсуждение «вечных» проблем философии.

Современная И. ф. сохранила и приумножила разнообразие философских направлений и течений; ее проблемная область расширилась. К уже имеющимся направлениям (изучение классического наследия, реинтерпретация традиционных учений, логика и эпистемология, «философия науки», этика, эстетика; «философия религиозного символизма», изучение западной философии) добавились социальная философия, компаративистика и глобалистика. В решение социально-фи­лософских проблем большой вклад внесли Дж. Неру, Дж. П. Нараян, X. Кабир, П. Грегориус, Дая Кришна, К. С. Мурти, С. Чаттерджи. В области компаративистики оригинальные концепции были предложены Д. М. Даттой, К. С. Мурти, П. Т. Раджу, Д. П. Чаттопадхьяей (мл.), в истории фи­лософии – Р. Баласубраманией, С. П. Банерджи, К. Бхаттачарьей, Т. М. П. Махадеваном, К. С. Мурти, Т. Р. В. Мурти, Р. Прасадом, М. Чаттерджи; проблемы глобализации рассматриваются в междисциплинарных исследованиях С. К. Мишрой, П. Наяком, С. Л. Рао, А. Сеном и др. Очень популярны лингвофилософия (вьякарана) и «новая логика» (навья-ньяя), которые используются для создания машинных языков перевода и языков программирования. Представлены и многие западноевропейские философские направления – аналити­ческая философия, феноменология, экзистенциализм, марксизм.

Большое значение продолжает сохранять философия неоведанты. Неоведантистами в ХХ в. были М. К. Ганди, А. Гхош, Р. Тагор, Рамана Махариши, К. Бхаттачаръя, Бх. Дас, С. Радхакришнан. Многие из них разрабатывали «универсалистские» концепции,<#whitespace />предлагающие решение современных проблем в интересах не только своей страны, но всего человечества.<#whitespace />Все они оказали огромное влияние на общественное сознание как индийцев, так и европейцев.

В Индии существуют две организации, координирующие и поддерживающие деятельность философов: (Все)индийский фило­софский конгресс (сессии которого проводятся ежегодно) и Индийский совет по философским исследованиям (создан в 1981).

Соч.: Аннамбхатта. Тарка-санграха (Свод умозрений), Тарка-дипика (Разъяснение к Своду умозрений) / Пер. с санскр. Е. П. Островской. М., 1989; Веданта Сутра (Брахма Сутры) / Пер. с санскр. Д. М. Рагозы. СПб., 1995; Гаудапада. Мандукья-карики / Пер. с санскр. Н. В. Исаевой // Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1996. С. 118–162; Классическая йога («Йога-сутры» Патанджали и «Вьяса-бхашья») / Пер. с санскр. Е. П. Островской и В. И. Рудого. М., 1992; Лунный свет санкхьи. «Санкхья-карика» Ишваракришны, «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттва-каумуди» Вачаспати Мишры / Пер. с санскр. В. К. Шохина. М., 1995; Мимамса-сутра-бхашья // Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997. С. 209–223; Ньяя-сутры. Ньяя-бхашья / Пер. с санскр. В. К. Шохина. М., 2001; Прашастапада. Собрание характеристик категорий («Падартха-дхарма-санграха») с комментарием «Цветущее дерево метода» («Ньяя-кандали») Шридхары / Пер. с санскр. В. Г. Лысенко. М., 2005; Сутры философии санкхьи / Пер. с санскр., коммент. В. К. Шохина. М., 1997; Шанкара. Незаочное постижение (Апарокшанубхути) / Пер. с санскр. Д. Зильбермана // Вопросы философии. 1972. № 5. С. 117–129.

Лит.: Костюченко В. С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983; Литман А. Д. Современная индийская философия. М., 1985; он же. Философия в независимой Индии. Противоречия, проблемы, дискуссии. М., 1988; Лысенко В. Г, Терентьев А. А., Шохин В. К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994; Радхакришнан С. Индийская философия. В 2-х тт. М., 1993; Философское наследие народов Востока и современность. М., 1983; Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия. М., 1994; Шохин В. К. Брахманистская философия. М., 1994; он же. Первые философы Индии. М., 1997; он же. Школы индийской философии: Период формирования (IV в. до н. э. – II в. н. э.). М., 2004; Murty K. S. Philosophy in India. Traditions, Teaching and Research. Delhi, 1985.

Н. А. Канаева


Теги:  религии Индии
Дисциплина:  Философия / Религиоведение
Авторы:  Канаева Н. А.