|
Проекты, учреждения индуистская философияИНДУИСТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ – рационализированные мировоззренческие учения систем индийской мысли, признающих авторитет вед, и имеющие ряд общих основоположений. Главными системами И. ф., которые носят название «даршаны», являются санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса и веданта; главными течениями веданты – шиваистски ориентированная адвайта-веданта (веданта недвойственности) Шанкары, вишнуистски ориентированные вишишта-адвайта-веданта (веданта недвойственности многоразличного) Рамануджи и двайта-веданты (веданта двойственности) Мадхвы, а также неоведанта, представленная множеством школ, связанных с различными течениями и сектами неоиндуизма. Общими для всех представителей И.ф. являются идея реинкарнации души (аtman, jгva), переселяющейся в различные тела соответственно деяниям (karma) в прошлой жизни, отождествление мирского бытия (saьsаra) со страданием (duюkha) и принятие в качестве финальной цели жизни освобождения от сансары (mokщa). В приоритетных способах достижения мокши философы расходились. Для санкхьи освобождение есть осознание чистым субъектом-пурушей своей непричастности к материальному миру – эманату материи-пракрити. Этому осознанию, согласно санкхье, предшествует психофизическая практика йоги («Санкхья-сутры», III. 30–36). Йога перестраивает профанное сознание (буддхи, связанный с индриями, эготизмом и умом, и «погружающийся» вследствие этого во все объекты чувственного мира – «Санкхья-карика», 35) таким образом, что оно, очищаясь от заблуждений и «неспособности», становится «удовлетворенным» (т. е. неподверженным аффектам) и способным к получению «различительного знания» («Санкхья-сутры», III. 47). В таком состоянии интеллект (буддхи) постигает иллюзорность собственных представлений о своей закабаленности сансарой, видит реальные взаимоотношения двух первоначал мира – духовной субстанции (пуруши), представленной множеством светящихся «точек» –индивидуальных пуруш – и материальной субстанции (пракрити) – и освобождается. Индивидуальный пуруша «воспринимает все пребывающее в интеллекте» («Санкхья-карика-бхашья» на «Санкхья-карику», 36) в качестве зрителя и через это знание 25 начал санкхьи познает свою непричастность пракрити. Йога Патанджали в основном принимает такое же понимание освобождения, которое обозначается там термином «кайвалья», но включает в философскую картину мира бога Ишвару – «особого пурушу», преданность которому провозглашается одним из компонентов йоги, ведущей к освобождению. Вайшешика делает акцент в достижении освобождения на познании принципов устройства мира (дхарма), зафиксированных в шести категориях бытия (padаrtha), ньяя – на познании, помимо названных вайшешиками, также 16 эпистемологических категорий и помощи бога Ишвары. Миманса, наиболее тесно связанная с ведийско-брахманистской религией, в качестве главного средства обретения небесного удела (позднее – освобождения) рассматривает следование ведийской дхарме через правильное выполнение жертвенных обрядов. Оно дает человеку чудесную силу – апурву (санскр. букв. «не-первый», «возникающий после»), возникающую в ритуалах и постепенно накапливающуюся в них. Боги, населяющие, по ведийским представлениям, три мира (небесный, земной и воздушный), имена которых постоянно звучат во время ритуалов, не доступны чувственному восприятию. Камнем преткновения для веданты, разделившим ее на разные течения, стал вопрос об отношениях создавшего мир Абсолюта (Брахмана, Атмана) и сотворенного им мира, в котором живет и страдает душа, устремляющаяся к освобождению. В адвайта-веданте Брахман реален, мир иллюзорен, личное подлинное «я» тождественно Брахману, а их мнимая раздельность порождена мировой иллюзией (mаyа). Путь к освобождению понимается как путь овладения этой истиной, или «путь знания» (j¤аnamаrga). Он проходит не через скрупулезное выполнение ритуалов, а через получение от учителя внерационального, интуитивного знания об иллюзорности эмпирической личности, о единстве души адепта с Абсолютом и «встраивание» этого знания в свою душу с помощью специальной йоги. В вишишта-адвайте Брахман понимается как личность, свободная от несовершенств и наделенная бесчисленными добродетелями, творец мира Ишвара. Индивидуальные души и их тела, все материальное суть «качества, проявления Брахмана»; они составляют тело Ишвары. В отличие от трактовки Брахмана как «божественного иллюзиониста» у Шанкары, Брахман у Рамануджи творит мир реально. К постижению такого Брахмана (Вишну-Нараяны) ведет «путь любви» (bhaktimаrga), понимаемый как преданность Ишваре, выражаемая в посвященных ему ритуалах, и соучастие в нем. В учении двайта-веданты Брахман (в ипостаси Вишну и его аватары Кришны) отличается от мира, противопоставляется ему как иная, высшая реальность, управляющая им. Мир материален, Брахман нематериален, поэтому он является только движущей причиной мироздания, а отнюдь не материальной. Он творит мир из других первоначал (tattva) бытия: духовной субстанции и недуховных субстанций: вечного пространства, вечно-невечных материи и времени. Все они извечно сосуществуют с творцом, но зависят от него, поскольку модифицируются именно им и без его поддержки существовать не могут. Индивидуальные души двайта-веданта провозглашает отличными от Брахмана, характеризует их как его отражения, как тени мировой души. Души неодинаковы и отражают Брахман по-разному, отображения варьируются от прекраснейших подобий до безобразных карикатур. Достигшие освобождения души не растворяются в Брахмане и не становятся равными друг другу, они сохраняют свою индивидуальность. Соч.: Брахмасутры. Комментарий Шанкары // Степанянц М. Т. Восточная философия. М., 1997. С. 224–232; Бхартрихари. [Трактат] о речении и слове. Гл. 2 / Пер. с санскр. Н. В. Исаевой // Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму. Гаудапада. Бхартрихари. Абхинавагупта. М., 1996. С. 165–194; Веданта Сутра (Брахма Сутры) / Пер. с санскр. Д. М. Рагозы. СПб., 1995; Гаудапада. Мандукья-карики / Пер. с санскр. Н. В. Исаевой // Исаева Н. В. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1996. С. 118–162; Шанкара. Атмабодха / Пер. с санскр. А. Я. Сыркина // Антология мировой философии. Т. 1 Ч. 1. М., 1969; Шанкара. Незаочное постижение (Апарокшанубхути) / Пер. с санскр. Д. Зильбермана // Вопросы философии. 1972. № 5. С. 117–129. Лит.: Исаева Н. В. Концепция индивидуальной души в комментарии Шанкары на «Брахма-сутры» // Древняя Индия. Язык, культура, текст. М., 1985. С. 209–221; она же. Слово, творящее мир. От ранней веданты к кашмирскому шиваизму: Гаудапада, Бхартрихари, Абхинавагупта. М., 1996; она же. Шанкара и индийская философия. М., 1991; Костюченко B. C. Интегральная веданта. М., 1970; Шохин В. К. Стратификации реальности в онтологии адвайта-веданты. М., 2004. Н. А. Канаева
Теги: религии Индии Дисциплина: Философия / Религиоведение Авторы: Канаева Н. А. |