|
Проекты, учреждения алхимияАлхимия (лат. alchimia, alchemia, alchymia, alkimia) – многоплановый феномен культуры, включающий в себя систему теоретических натурфилософских знаний, духовную эзотерическую традицию, практически-рецептурный компонент, специфический дискурс и символику; в широком смысле, учение о трансформации, совершенствовании. По одной из самых распространенных версий, слово «алхимия» – результат слияния арабского определенного артикля «ал-» со словом «химия», происходящим от греческого «химевсис» (χύμευσις) «литье», «смешивание». По другой версии, это слово происходит от корня khem, восходящего к одному из названий Древнего Египта. Впервые слово «химия» встречается у астролога IV в. Юлия Матерна Фирмика. В более поздние периоды, вплоть до зарождения химической науки, слова «химия» и «алхимия» существовали параллельно без какой-либо дифференциации. Известно много метафорических названий алхимии – подлинная философия, великое, королевское или герметическое искусство, небесное земледелие и т. д. На материальном уровне цели алхимии представлены превращением металлов, трансмутацией (лат. transmutatio, «изменение»), на нематериальном – метаморфозами духа. Для достижения трансмутации необходимо обрести философский камень (лат. lapis philosophorum) – легендарное средство осуществления трансформаций. Известно множество его именований: великий магистерий, эликсир, медикамент, порошок проекции и т. д. В разные периоды выдвигались и иные цели: обретение эликсира бессмертия, получение универсального растворителя (алкагест), создание искусственного человека (гомункул), восстановление биологического организма из его останков (палингенезия). Наряду с западноевропейской алхимической традицией и тесно исторически связанной с ней арабской исламской алхимией, рассматривают также китайскую даосскую алхимию и индийскую алхимию. В рамках европейской традиции в истории алхимии можно выделить четыре периода. 1. Александрийская алхимия (II-VII вв.). Алхимия как система знаний, включающая в себя и духовное учение, и рецептурно-лабораторную практику, появилась в римско-эллинистическом Египте. Александрия стала одним из центров зарождения алхимии, сформировавшейся на основе древнегреческой натурфилософии, в частности, учения Аристотеля о качествах, элементах и их взаимопревращении, идей пифагореизма, неоплатонизма, гностицизма. Первым алхимическим философом, основоположником алхимии, считают легендарного Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего). Самый известный алхимический герметический текст – «Изумрудная скрижаль» (лат. «Tabula Smaragdina»), где провозглашается принцип подобия высшего и низшего, единство мужского и женского начал (Солнце и Луна), тем самым закладываются основания концептов алхимического мироздания. Алхимической практике было посвящено сочинение псевдо-Демокрита (Болос из Мендеса, I–II вв.) «Физика и мистика». В его трактате впервые фигурирует превращение металлов. Одними из самых ранних рецептурных сводов считают Лейденский и Стокгольмский папирусы (IV в.), где приводятся разнообразные рецепты – от получения красителей и имитаций золота до обработки драгоценных камней. Сочинения Зосимы Панополитанского (между 200 и 300 гг.), насыщенные символизмом, аллегорическими образами, описаниями видений, являются примером духовной алхимической философии, представленной наряду с практическими указаниями. В трудах Олимпиодора (VI в.) появляется так называемая металлопланетная система, которая устанавливает соответствие между известными алхимикам семи металлами и семи планетами. Наиболее яркие представители этого периода: Гелиодор (IV в.), Синезий (370/375-413/414), Стефан Александрийский (VII в.), Мориен (VII в.). 2. Арабская алхимия (VII–XII вв.). Греческая алхимия была во многом воспринята арабами. Одним из первых арабских алхимиков считают Калида ибн Йазида (VII–VIII вв.), хотя большая часть приписываемых ему произведений была написана псевдо-Калидом, жившим значительно позже. По легенде, его наставником был Мориен, другие считают его учителем Стефана. Знаменитым алхимиком этого периода, известным под латинизированным именем Гебер, был Абу Абдаллах Муса Джабир ибн Хайан (721–815). Этому автору приписывается много книг (наиболее известна «Сумма совершенства магистерия»), но большинство из них написаны псевдо-Гебером (XIII в.). Считают, что Гебер ввел в алхимическую философию первоначала металлов, «философскую серу» и «философскую ртуть». Сера, мужское начало, воплощает горючесть, постоянство, активность, Ртуть, женское начало, придает металличность, летучесть, пассивность. Считалось, что элементы земля и огонь обуславливают свойства серы, а воздух и вода – ртути. Гебера считают автором концепции философского камня (эликсира). Среди алхимиков этого периода Абу Абдаллах Джафар Ибн Мухаммад ас-Саддык (702–765), Абу Бакр Мухаммад Ибн Закарийя ар-Рази (Разес, ок. 865 – ок. 925), Мухаммад ибн Умайль ат-Таммими (Задит Старший, 900–960), Ибн ат-Тафиз (Артефий, ? – 1126). 3. Западноевропейская средневековая алхимия (XI–XV вв.). Алхимическую традицию продолжили европейские алхимики, одним из первых трактатов этого периода была «Книга о составе алхимии», переведенная с арабского языка на латинский Робертом из Честера в 1144 г. XIII–XIV вв. ознаменовались бурным расцветом алхимической философии. Основывается она по-прежнему на учении о первоэлементах и двух началах. Тщательно разрабатываются концепты философского камня, трансмутации, первоматерии. Герметические идеи тесно переплетаются с христианством, достижение совершенства трансмутацией соотносится со смертью и воскрешением, а философский камень с образом Христа. Среди наиболее известных алхимиков: Альберт Великий (1193/1206–1280), Роджер Бэкон (ок. 1214–1294), Винсент де Бовэ (1190–1264), Арнольд из Виллановы (1235–1311), Иоанн Рупесцисса (?– 1366). 4. Поздняя алхимия (XVI–XVIII вв.). Одним из наиболее выдающихся алхимиков этого периода можно считать Филиппа Ауреола Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, более известного как Парацельс (1493–1541). Он произвел переворот в алхимической философии, ввел третье, бесполое начало – «философскую соль», по-иному обозначил цели алхимии (лечение), тем самым став основоположником иатрохимии (иначе ятрохимии, т. е. врачебной химии). Описывал получение гомункула, впервые употребил слово «алкагест». У Парацельса было множество последователей: Г. Дорн (1530–1584), О. Кролл (ок. 1560–1609), Р. Фладд (1574–1637), Я. Б. ван Гельмонт (1579–1644), А. фон Франкенберг (1593–1652) и др. В этот период тщательно разрабатываются духовные аспекты алхимии, совершенствуется лабораторная практика. В алхимическую философию привносятся элементы каббалы. Алхимией интересуются и активно занимаются члены различных инициатических обществ, в частности, розенкрейцеры. Среди ярких алхимиков этого времени Дж. Ди (1527–1608), Э. Келли (1555–1595/97), Ж. Д'Эспанье (1564–1637), Г. Кунрат (1560–1605), М. Сендзивой (1566–1636), М. Майер (1568–1622), Д. Зеннерт (1572–1637), Н. Лемери (1645–1715) и др. Интерес к алхимии не ослабевает и в XIX–XX вв. Среди последователей неоалхимии: Килиани (XIX в.), А. Пуассон (1865? –1894), Ф. Жолливе-Кастело (1874–1937), легендарный Фулканелли, о котором мало что известно, Э. Канселье (1899–1982), К. д'Иже (1912–1964), А. Ридел, известный под псевдонимом Frater Albertus (1911–1984) и другие философы и практики. Лит.: Бурмистров К. «Ибо он как огонь плавильщика»: каббала и алхимияю М.: ИФРАН, 2009; Джуа М. История химии. М.: Мир, 1975; Книга алхимии: История, символы, практика. СПб.: Амфора, 2006; Рабинович В. Л. Алхимия. М.: ИД Ивана Лимбаха, 2012; Фламель Н. Алхимия. СПб.: Азбука; Петербургское Востоковедение, 2001; Фулканелли. Философские обители и связь герметической символики с сакральным искусством и эзотерикой Великого Делания. М.: Энигма, 2003; Юнг К. Г. Mysterium Coniunctionis. Таинство воссоединения. Минск: Харвест, 2003; Bibliotheca chemica curiosa... Vol. I–II. Colloniae Allobrogum,1702; Frater Albertus. Alchemist's handbook. York: Weiser Books, 1987; Holmyard E. J. Alchemy. Mineola, NY: Dover Publications, 1990; Jensen W. (ed.) The Leyden and Stockholm papyri. Graeco-Egyptian chemical documents from the early 4th century AD. Cincinnati, OH: University of Cincinnati, 2008; Lindon S. (ed.) The alchemy reader: from Hermes Trismegistus to Isaac Newton. Cambridge: Cambridge University Press, 2003; Principe L. The secrets of alchemy. Chicago: University of Chicago Press, 2012; Read J. From alchemy to chemistry. Mineola, NY: Dover Publications, 1957; Theatrum Chemicum... Vol. I–VI. Argentorati, Sumptibus Heredum Eberh. Zetzneri, 1659–1661.
Теги: оккультизм Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Родиченков Ю. Ф. |