КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Проекты, учреждения

Академия (скептическая)

АКАДЕМИЯ (скептическая)

АКАДЕМИЯ (скептическая). В эпоху эллинизма платоновская Академия пережила глубокое увлечение скептическими идеями. Аркесилай (ок. 315 -240) и Карнеад (214-129) отрицали убеждение в наличии однозначного критерия истины. С их точки зрения такой критерий должен исходить либо из разума, либо из общих понятий, либо из ощущений (восприятий). Однако все эти три момента непредпосылочны. Каждое из них нуждается в двух других. В таком случае представления о критерии истины относительны. По этой причне Аркесилай призывает воздерживаться от суждения (греч. «эпохе»), а Карнеад, - ограничиваться в нашем практическом выборе только тем, что мы сочтем вероятным.

Убеждение, что на III-I вв. до н.э. Академию определяющее воздействие оказал Пиррон верно только отчасти. Академики в это время вели ожесточенные споры с новыми философскими школами (прежде всего - стоической) на тему о возможности строгого научного познания, если догматически признается существование лишь становящейся телесной реальности. В платоновском наследии они могли найти достаточно серьезное подкрепление своей критики - от принципа Сократа «знаю, что ничего не знаю», до диалога «Теэтет», где подвергаются критике именно те эпистемологические стратегии, на которые будут опираться стоики.

Вместе с тем, скептицизм академиков явно отрицал догматические формы мышления в отношении познания материального мира. В течение долгого времени мы не видим в Академии тематики бытия идей. Лишь в I в. до н.э. сколархи (главы Академии) Филон из Лариссы и, особенно, Антиох из Аскалона разворачивают академическую философию к метафизическому образу мысли, дав начало синтезу наследий Платона и Аристотеля, который будет свойственен для более позднеантичного платонизма.

 


Теги:  античность, античная философия
Дисциплина:  Философия
Авторы:  Светлов Р. В.