|
Проекты, учреждения адвентисты седьмого дняАДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ — международное церковное сообщество протестантского происхождения, занимающее ведущее положение в современном адвентизме. Возникновение А. с. д. в 1844–1846 гг. связано с деятельностью Элен Уайт (1827–1915). Её учение представляет собой изложение более 2 тыс. пророческих видений, которые записывались и затем стали широко тиражироваться. Достоверность данных текстов оценивается современными исследователями неоднозначно. Но для А. с. д. пророчества Э. Уайт столь же сакральны, как и Библия. Организационную оформленность сообщество получило в 1863 г., учредив на своей Генеральной конференции в Бетл-Крике (США) «Всемирное братство (церковь) христиан-адвентистов седьмого дня». С 1880-х гг. движение А. с. д. распространяется в Европе и других регионах мира. Главный догмат вероучения — представление о скором втором пришествии Христа. Сроки грядущего события принципиально не определяются, поскольку свершение ведомо только Богу. Но близость его подтверждается, по взглядам А. с. д., исполнением признаков, указанных в 24-й главе Евангелия от Матфея. Христология А. с. д. признает божественность Иисуса Христа и искупительное значение его жертвы. По пророчеству Э. Уайт, Христос ныне «очищает небесное святилище» от уже покаянных грехов, что предваряет второе пришествие на землю и Страшный суд. Другой фундаментальной идеей А. с. д. стала сакральность седьмого дня — субботы. Среди видений Э. Уайт было указание ей ангелом на скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета, из которых четвёртая выглядела очень тускло; по объяснению ангела, это случилось из-за почитания людьми священным днём воскресенья, что противоречит Писанию. Соблюдение субботы как дня, посвящённого только Богу, стало знаком принадлежности к избранным. В состав догматики А. с. д. входят общехристианские истины о Троице, божественной и человеческой природах Христа, Божьем суде. Исключительным источником вероучения считается Библия в составе 66 канонических книг Ветхого и Нового Заветов; незыблемым кодексом поведения — соблюдение десяти заповедей Божьих (Декалог). Учение об Аде и Рае и идея обособленного существования души отвергаются. Душа смертна, но может возродиться с пришествием Христа. Спасение не зависит от человеческих дел, оно — дар Бога. Но сами благочестивые дела не отрицаются, поскольку предписаны библейскими заповедями как путь к «внутреннему обновлению». Практикуется крещение с полным водным погружением. Прощения грехов оно не даёт, но свидетельствует о покаянии и сознательном выборе пути к спасению через Христа. Причащение проводится четырежды в год, с обрядом взаимного омовения ног. Крестное знамение, почитание креста, икон и мощей, культ святых не приняты. Богослужение включает проповеди, молитвы, общее исполнение духовных песен и псалмов. Вышедшие из членов церкви анафеме не предаются. Верховным главой церкви А. с. д. считают Христа. Руководство организационными структурами осуществляет Генеральная конференция Всемирной Церкви А. с. д., раз в пять лет избирающая своего президента. Центральные управляющие органы располагаются в г. Силвер-Спринг (США). Церковь имеет европейское, американское, азиатское и африканское региональные направления, каждое из которых объединяет дивизионы (всего ок. 15) — международные объединения с выборным руководством. Дивизионы состоят из унионов, избирающих раз в четыре года своего главу. Унионы координируют деятельность местных конференций А. с. д., на которых раз в три года представители низовых ячеек — полей и общин ― избирают председателя, секретаря и казначея. На уровне приходов действуют пресвитеры и диаконы. Всего в мире насчитывается свыше 42 тыс. общин А. с. д., ок. 10 млн. взрослых членов в более чем 200 странах. В ожидании второго пришествия А. с. д. полагают своим долгом распространение библейской проповеди и поддержание здорового образа жизни. Первая цель достигается высокой миссионерской активностью, деятельностью более 50 издательств и типографий, системой из более 5 тыс. образовательных учреждений. Второй цели служит установленная ещё Э. Уайт «санитарная реформа»: поскольку тело человека есть храм Святого Духа, то требуется оградить его от разрушающего воздействия пороков. Введены пищевые ограничения и запрет на употребление чая, кофе, алкоголя. Церковь А. с. д. содержит ок. 500 различных учреждений здравоохранения; оказывается и благотворительная медицинская помощь. Финансирование деятельности ведётся на добровольные пожертвования (практикуется принцип десятины) и доходы от предпринимательства. Для содействия странам в чрезвычайных ситуациях под эгидой А. с. д. создано неправительственное Агентство помощи и развития (АДРА). После смерти Э. Уайт из рядов её европейских последователей выделилось движение адвентистов-реформистов. Одним из пунктов расхождения стало отрицательное отношение реформистов к военной службе. В 1926 г. движение получило организационную оформленность в Германии, в 1929 г. — в СССР («Российское поле А. с. д. реформационного движения»). В вероучении принципиальных различий с исходным направлением А. с. д. адвентисты-реформисты не имеют. Ныне их европейские общины включают в себя ок. 10 тыс. членов. В России первая община А. с. д. была создана в 1886 г. в Крыму миссионером Луи Конради. Государственные законодательные акты 1905–1906 гг. подтвердили права А. с. д. на открытые богослужения. К 1916 г. А. с. д. в России было немногим более 6 тыс. человек. В 1920-е гг. начались внутренние расколы (часть А. с. д. отказалась декларировать лояльность советскому строю) и притеснения со стороны властей. С середины 1970-х гг. деятельность А. с. д. активизировалась; в 1981 г. Российский Союз церкви А. с. д. был реорганизован; с 1990 г. он входит в евро-Азиатский дивизиона Всемирной церкви А. с. д.; в 1994 г. из него образованы два самостоятельных союза ― Восточно-Российский и Западно-Российский унионы, каждый из которых включает в себя несколько местных конференций. В пос. Заокский Тульской области создан центр А. с. д.; при нём издательство, духовные школы, библиотека, подсобное хозяйство. Имеется свой радиотелецентр. Данные о численности А. с. д. в Российской Федерации расходятся: называется от 44 до 60 тыс. человек; зарегистрировано свыше 580 религиозных организаций. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |