|
Проекты, учреждения анабаптистыАНАБАПТИСТЫ (от греч. άναβαπτίζω — перекрещиваю) ― название последователей радикального движения эпохи Реформации. Связано с практикой повторного крещения взрослых христиан. Сами участники движения именовали себя «евангельскими верующими». Считалось, что по-настоящему придти к вере можно, только выбрав её свободно и осознанно. Это делало бессмысленным крещение в младенческом возрасте и требовало «перекрещения». Движение известно неприятием социального неравенства, стремлением к равноправию в устройстве жизни христиан. Возникновение относится к началу 1520-х гг., когда группа цюрихских сторонников реформаторства (Конрад Гребель, Феликс Манц и др.) выступила против церковно-ритуального «зачисления» в христиане от рождения или по принуждению. Надежду на спасение даёт только образ жизни, указанный в Священном Писании. Поэтому любые явления, не имеющие достаточных библейских оснований (крещение младенцев, доктрина о Троице, церковное Предание и пр.), отвергались. Крайний вероисповедный индивидуализм и радикальное неприятие идеи государственной церкви привели швейцарских А. в 1525 г. к конфликту с Цвингли и поддержавшим его магистратом Цюриха. Власти выслали из города всех прошедших повторное крещение, запретив подобное под угрозой смертной казни. Ф. Манца в наказание утопили в январе 1527 г. В Германии аналогичные идеи распространяла группа так называемых «пророков из Цвиккау» — бывший студент Марк Штюбнер, ткачи Никлас Шторх и Томас Дрехзель. Под их влиянием среди ремесленников в этом саксонском городе сложилась община, отрицавшая действенность крещения детей, считавшая любое социальное зло свидетельством безбожия и чаявшая установления порядка божественной справедливости непосредственно в земной жизни. Шторх и его сподвижники были популярны и в Виттенберге, где Лютеру стоило немалых усилий умерить вызванное ими общественное возбуждение. Ставший священником в Цвиккау Томас Мюнцер сочувственно отнёсся к А., найдя в свою очередь среди членов общины приверженцев, которые стали распространять его идеи по всей Саксонии. Уравнительные требования А., их враждебное отношение к богатым собственникам, обладателям светских и церковных привилегий — всё это было созвучно стихийно-демократическим настроениям в бюргерской и крестьянской среде того времени. Обоснование этих взглядов ссылкой на «божественное право» делало их приемлемыми для массового религиозного сознания. А. составили заметную часть повстанцев в ходе Крестьянской войны в Германии 1524–1526 гг. Поражение в этой войне не уничтожило анабаптистского движения, его сторонники распространились по всей Центральной Европе. Программой движения стало Шляйтхаймское исповедание веры, принятое в феврале 1527 г. на встрече анабаптистских руководителей в кантоне Шаффгаузен. Его составителем считается Михаэль Саттлер, бывший настоятель монастыря, радикальный реформатор, в том же году сожжённый католиками под Тюбингеном. Вероизложение содержит семь статей, определяющих отличие А. от других реформаторских движений и от «папистов». Среди них: крещение только сознательно уверовавших взрослых, исключение из общения «впавших в грех», отказ от мирских клятв и неприятие всякой связанной с насилием государственной службы, убеждение в нечестивости любой государственной церкви, выборность пасторов из благочестивых мирян, символическое причастие хлебопреломлением как воспоминание о жертве Христа. В 1533–1535 гг. анабаптистские идеи соработничества людей «царству Божьему на земле» вдохновили социальное движение в Северо-Западной Германии и соседних голландских землях. Центром стал г. Мюнстер, который в 1534 г. объявили Новым Иерусалимом; магистрат заменили «советом 12 апостолов» во главе с проповедником портным Иоанном Лейденским (1505–1536). Дела управления, производства, распределения и т. п. регулировались решениями общины. Апеллируя к Ветхому Завету, ввели общность имущества и полигамию. Подобный радикализм не имел широкой поддержки, и мюнстерское восстание было жестоко подавлено. С того времени среди А. стали преобладать мотивы удалённости от мирского окружения и политических действий. Прямое развитие это получило у последователей Мельхиора Гофмана (ок. 1495–1543) ― мельхиоритов, Якоба Гуттера (сожжён по приговору инквизиции в 1536) ― гуттерского братства, Менно Симонса (в русских изданиях его также именуют Симонис Меннон) ― меннонитов. Мельхиориты связали справедливое социальное переустройство непосредственно со вторым пришествием Христа, в ожидании которого следовало культивировать благочестие и аскезу, готовить из себя «ревнителей дела Бога». Гуттерское братство состояло из тирольских и чехо-моравских А., бежавших после мюнстерского разгрома в Венгрию, затем частично осевших в Валахии, а с XVIII в. появившихся и в России. В XIX в. центром гуттерцев стала Северная Америка. Свойственный им аскетичный образ жизни на уравнительных началах объясняется как выполнение провиденциальных божественных установлений. Общины действуют независимо друг от друга, но имеют координирующую инстанцию — Объединенную гуттерскую братскую церковь. Меннониты исторически распространились в Голландии, Польше, России, США, где также существуют по сей день. При всех различиях эти течения сохраняют многие исходные позиции А. Считается также, что анабаптистские идеи повлияли на учения ряда других протестантских движений — баптизма, квакеров. Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |