|
Проекты, учреждения гугенотыГУГЕНОТЫ (франц. hugenots от нем. Eidgenossen ― союзники, клятвенное товарищество) — французские кальвинисты XVI–XVIII вв. Идеи реформы церкви, оправдания верой и исключительности Священного Писания были популярны во Франции ещё на рубеже XV–XVI вв. (магистр Жак Лефевр д’Этапль и др.). В 1520–1530-х гг. они распространялись в виде умеренного лютеранства и не переходили рамок теологических дискуссий либо каких-то единичных действий. Рост антикатолических настроений среди городских торговцев и ремесленников, студенчества, части дворян и чиновничества активизировал реформационные искания. Радикальным переменам в большой степени способствовал удачный пример швейцарского кальвинизма. В то же время, Болонский конкордат французского монарха с Папой Римским обеспечивал религиозную монополию католической церкви, что вполне устраивало королевскую власть по ряду вероисповедных, политических и финансовых обстоятельств. Возникло противостояние властей с приверженцами Реформации, начались репрессии протестантов и их массовая эмиграция. Внутриполитические распри во Франции увеличивали число противников королевской администрации, использовавших в своих действиях идеологию Реформации. В 1559 г. двенадцать кальвинистских общин Франции провели в Париже свой первый синод, было принято «Исповедание веры французских церквей». Безрезультатная война с Испанией пополнила это движение массой недовольного дворянства и отягощённых налогами горожан. Усилились сепаратистские настроения аристократии и муниципальных советов: в 1560 г. на ассамблее Генеральных штатов прозвучало требование свободы выбора религии сеньорами для себя и подданных. Под таким давлением в 1562 г. издается королевский «Эдикт о терпимости», дозволявший Г. богослужение вне городских стен. Для католической церкви во Франции перспектива дальнейших преобразований — утрата церковной дисциплины, отмена целибата, причастие «под двумя видами» и пр. — была неприемлема, и она поддержала политических противников Г. Началась многолетняя череда внутренних конфликтов, известных как «религиозные войны». Одна из них закончилась соглашением 1570 г., допускавшим Г. на государственные должности и дозволявшим свободу их богослужений. Непримиримые католики устроили в ночь на 24 августа 1572 г. (праздник св. Варфоломея) массовое побоище Г. в Париже. Ответные действия привели к образованию на большей части государства сильной гугенотской конфедерации, начавшей секуляризацию церковного имущества. В противовес ей в 1576 г. создается Католическая Лига. Король отменил эдикт о свободе вероисповедания. Тогда Г. учредили в Ла-Рошели кальвинистскую унию, поддержанную Швецией, Данией, Англией и рядом немецких княжеств. Противостояние Лиги и Унии, борьба за королевский престол и крестьянские восстания в 1580–1590-х гг. завершились воцарением протестанта Генриха IV, перешедшего по такому случаю в Римско-католическую церковь. В 1598 г. Нантским эдиктом католицизм объявлялся государственной религией, но Г. получили право вероисповедания и участия в органах управления. В XVII в. кардинал Ришелье добился ликвидации политического влияния Г., хотя королевский «Эдикт милости» 1629 г. подтвердил их религиозные права. Людовик XIV в 1685 г. отменил действовавшие пункты Нантского эдикта, что привело к новым гонениям Г. и их массовой эмиграции. Однако в конце XVIII в. сначала королевская, а затем и республиканская власть признала гражданские и религиозные права французских протестантов. В последующие времена это положение в целом не изменялось. Теги: протестантизм, политика и государство Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |