|
Проекты, учреждения экуменизм протестантскийЭКУМЕНИЗМ ПРОТЕСТАНТСКИЙ (от греч. οίκουμένη — обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского церковного единства в протестантской трактовке. Основной мотив этой идеологии — содружество и совместная деятельность (богослужебная и благотворительная) христианских церквей, при сохранении их теологических и организационных различий. Начало институциализации экуменического движения положила протестантская Всемирная миссионерская конференция 1910 г. в Эдинбурге, теологическая концепция которой была определена новозаветным возвещением о единстве всех, уверовавших в Иисуса Христа (Ин. 17:21–23). После Первой мировой войны движение активизируется, образуется Международный миссионерский совет (1921 г.), международные общества «Жизнь и деятельность» (1925 г., занималось выработкой христианской позиции по отношению к общественно-политическим и экономическим явлениями), «Вера и порядок» (1927 г., имело целью воссоединение разрозненных деноминаций). С 1937 г. в их обиход вошел предложенный теологами Принстонской семинарии (США) термин «экуменизм». В 1938 г. началась работа по слиянию этих организаций на основе координации доктринальных, пастырских и миссионерских аспектов их деятельности. Завершающим актом стало учреждение Всемирного совета церквей (ВСЦ) на Первой ассамблее в Амстердаме (1948 г.). По своему Уставу ВСЦ это «содружество Церквей, исповедующих Господа Иисуса Христа Богом и Спасителем согласно Писанию». В Торонтской декларации Центрального комитета ВСЦ (1950 г.) указано, что это объединение является совещательным и консультативным органом. Ныне ВСЦ объединяет более 340 церквей из 100 стран мира (ок. 440 млн верующих). В его состав, наряду с протестантскими церквями, входит ряд православных (в том числе с 1961 г. Московский Патриархат) и дохалкидонских церквей. Римско-католическая церковь (РКЦ) принимает в его работе наблюдательное участие. Центр ВСЦ находится в Женеве. Регулярно проводятся всемирные конференции (Генеральные Ассамблеи) ВСЦ, где согласовываются позиции по вопросам вероучения и общественного служения церквей. В Европе крупнейшей экуменической организацией является Конференция европейских церквей (КЕЦ), основанная в 1959 г. В ней представлены более 100 евангелических, англиканских, старокатолических и православных церквей. В 2001 г. КЕЦ и Совет европейских епископских конференций (Страсбург) приняли совместную «Экуменическую хартию» о сотрудничестве христианских церквей Европы в деле поддержания христианских ценностей. С 1973 г. действует внутрипротестантское Лейенбергское сообщество церквей, объединяющее большой ряд европейских и некоторое количество южноамериканских церковных организаций лютеран, реформатов, методистов, богемских братьев (принято полное общение в проповеди и евхаристии). Протестантская экклесиология в целом приемлет существующее организационное разделение христианских церквей. Единство понимается протестантами как согласие в принципиальных вопросах вероучения, с признанием права на теологические расхождения и собственный способ церковного устройства («единство не значит единообразие»). Католицизм и православие видят в множественности конфессиональных церковных организаций отпадение от «истинной Церкви», под которой полагают собственные организации. Поэтому отношение к экуменизму в христианской среде неоднозначно. С одной стороны, необходимость единения христианских церквей разной конфессиональной принадлежности не отрицается, а за рядом их доктринальных положений взаимно признается наличие истинного содержания. Для согласования проводятся, например, регулярные богословские собеседования протестантов (в основном лютеран) с православными, католиками и англиканами. Важным документом стали «Декларации о соглашениях относительно крещения, евхаристии и церковного служения», принятые в Лиме (Перу) комиссией «Вера и церковное устройство» ВСЦ (1982 г.). В 1999 г. РКЦ и церкви Всемирной лютеранской федерации приняли «Совместную декларацию относительно учения об оправдании» с согласием по «основным истинам» этого учения. Совершаются и совместные богослужебные акции (в том числе с предоставлением друг другу своих помещений). Протестанты поддерживают практику так называемой «молитвы Тэзé» (экуменического служения, сформировавшегося в смешанной общине католиков и протестантов, возникшей в период Второй мировой войны во Франции). В ряде стран выработаны экуменические соглашения об официальных актах (признание крещения, бракосочетание последователей разных христианских конфессий и др.). С другой стороны, правильным экуменизмом считается возвращение христиан в «истинную Церковь», с осуждением и отказом от всех предыдущих заблуждений. По этой причине экуменические контакты со стороны РКЦ и православных церквей бывают затруднены. Активнее они ведутся протестантскими церквями. При этом не все из них (Международный совет христианских церквей и др.) считают необходимым свое членство в ВСЦ. Среди наиболее известных протестантских международных экуменических объединений: Всемирная лютеранская федерация, Всемирный методистский совет, Всемирный альянс реформатских церквей, Всемирный пресвитерианский союз, Всемирный союз баптистов, Всемирная федерация студентов-христиан. Существуют объединения и в масштабах одной страны: Британский совет церквей, Национальный совет церквей Христа в США, Церковь Южной Индии и др. Многие из них на местном или региональном уровне сотрудничают с организациями православных и католиков. Православие и экуменизм. Документы и материалы 1902–1998 / Сост. А. С. Буевский и протопресв. Виталий (Боровой). М., 1999. Что объединяет? Что разъединяет? Основы экуменических знаний (2002) / Пер. с нем. под ред. В. Хулапа. М., 2006. Экуменическое движение. Антология ключевых текстов (1997) / Сост. М. Киннемон и Б. Коуп; пер. с англ. под науч. ред. П. Сахарова. М., 2002.
Теги: протестантизм Дисциплина: Религиоведение Авторы: Смирнов М. Ю. |