КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Произведения

«О душе»

«О ДУШЕ» — трактат Аристотеля, написанный им в 30-е гг

«О ДУШЕ» — трактат Аристотеля, написанный им в 30-е гг. 4 в. до н. э. Входит в цикл естеств.-науч. трактатов этого философа, к-рый первым вывел психологию за рамки космологии и подчеркнул связь души с телом, тем самым предвосхитив создание психологии как совр. науч. дисциплины. Такой подход противоречит изложенному им в более раннем диалоге «Эвдокс», что свидетельствует об эволюции его филос. и естеств.-науч. взглядов.

Трактат состоит из трех книг. В первой Аристотель, предварительно определив место психологии среди наук и отнеся ее к естествознанию, последовательно излагает и ниспровергает учения о душе, принадлежащие разл. философам. Он отрицает определение сущности души как движения и опровергает то, что она сама себя движет. Отвергается и теория души как гармонии, в т. ч. и пифагорейское учение о душе как о числовой гармонии. Критике подвергается и представление о душе как о совокупности элементов, каковы бы они ни были, а также орфическое учение о душе как о дуновении. Отвергается также платоновское учение о мировой душе. При этом Аристотель подчеркивает, что душа не имеет отношения к пространству. Во второй и третьей кн. Аристотель формулирует собств. учение о душе. Она для него — энтелехия тела, т. е. нахождение последнего в состоянии полной осуществленности. Т. о., здесь психология смыкается с телеологией философа и с его учением о бытии в возможности и действительности. Душа оказывается как бы одной из функций тела, а именно, исходя из принципа целесообразности, его целеполагающей функцией. В силу такой тесной связи души с телом она обладает и сходными с ним свойствами, напр., она смертна. Далее Аристотель перечисляет способности души и описывает важнейшую, с его т. зр., из них — способность к ощущению (кн. II, гл. 5 — кн. III, гл. 2). Далее (кн. III, гл. 3) он противопоставляет ее способности к мышлению и затем (гл. 4—8) описывает ум, проводя его разделение на действующий и претерпевающий, активный и пассивный. Затем указываются отдельные свойства души в связи с телом, а также вводится представление о растительной душе.

Трактат «О душе» пользовался широкой популярностью в античности и в средние века. Даже отвергая в целом или подвергая уничтожающей критике общую психологию Аристотеля, отд. ее части философы использовали в своих построениях, напр., неоплатоники — теорию действующего и претерпевающего ума.

 


Теги:  античная философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Богатырёв Д. К.