КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Культурология
Произведения

Борьба за Логос

Борьба за Логос

«Борьба за Логос. Опыты философские и критические» – сборник статей В.Ф. Эрна, вышедший в Москве в книгоиздательстве «Путь в апреле 1911 г. При издании сборника автор руководствовался желанием «собрать «разбросанное», закрепить за собой репутацию «литературной личности» с тем, чтобы «приступить к созиданию в больших масштабах». В сборник вошли статьи, ранее опубликованные в общественно-политических и литературных («Московский еженедельник», «Русская мысль»), философских («Вопросы философии и психологии») и религиозно-богословских («Богословский вестник») журналах. Статьи философско-теоретического содержания – о природе мышления, по философии истории, о проблеме свободы и т.п. – соседствуют с исследованиями отдельных проблем философии Д. Беркли, Р. Декарта, У. Джемса.

Общественную значимость сборник приобрёл благодаря статьям «Нечто о Логосе, русской философии и научности» (опубликованной в 1910 г. в журнале «Московский еженедельник») и «Культурное непонимание. Ответ С.Л. Франку» 9ранее, в 1910 г. опубликованной в журнале «Русская мысль»). Обе статьи были написаны по случаю выхода в свет «международного ежегодника по философии культуры» «Логоса» в мае 1910 г. и полемике, возникшей в русской печати в связи с этим событием. В своих выступлениях Э. предложил резкую критику европейского рационалистического мышления, противопоставив его восточно-христианскому, осмысляемому в философской системе логизма. На путях логистической разработки метафизических основ культуры она осознаёт себя как периферию Церкви и, напротив, Церковь как своё средоточие. Так Э. разрешает проблему кризиса культуры, которая была центральной при рождении замысла «Логоса» и его реализации. В связи с этим возникла другая проблема полемики – о природе философии. В споре с С.Л. Франком Э. категорически отверг все попытки представить философию формой рационального познания. В связи с этим Э. решает вопрос о специфике русской философии. Принципиально она характеризуется такими содержательными признаками как логизм, онтологизм и персонализм, в то время как для европейской характерны рационализм, меонизм и имперсонализм. Со времени своего рождения в творчестве Г. Сковороды русская философская мысль была полем битвы двух интенций сознания – ratio и Логоса.

В последствии «На пути к логизму» Э. выражает уверенность, что дальнейшее развитие мировой философии пойдёт по пути «творческого развития… глубочайшего умозрения, которое начала великая Эллада, которое продолжил христианский Восток и которое было почти совершенно устранено с магистрами философской мысли новой Европы».

Соч. Эрн В.Ф. Борьба за Логос// Эрн В.Ф. сочинения. М. 1991. С. 10-15.

Лит.: В.ФЭрн:pro et contra. Личность и творчество Владимира Эрна в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб., 2006.

 

Ермичев А.А.


Теги:  православие, русская философия
Дисциплина:  Философия / Культурология
Авторы:  Ермичев А. А.