КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Произведения

декалог

ДЕКАЛОГ ( греч

 

ДЕКАЛОГ ( греч. дека – десять, логос – слово) – согласно Библии десять заповедей, составляющие исходную часть законов Моисея, дарованных Богом на горе Синай и записанных Господом, согласно книге Исход (24: 12), на двух каменных плитах (скрижалях Завета), которые Моисей передал народу. Текст Д. приводится в Библии в двух редакциях: (Исх. 20:2–14) и (Втор. 5: 6–18), содержания которых однако в целом не расходятся. Хотя в Библии нет чёткой нумерации заповедей, всё же принята их следующая последовательность. Первая является фактически провозглашением идеи монотеизма: «Я Господь твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». Вторая закрепляет положение Первой заповеди и запрещает поклонение другим богам: « Да не будет у тебя других богов перед Лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо я Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои». Третья заповедь запрещает под страхом наказания употребление имени Бога всуе, напрасно. Четвертая содержит заповедь соблюдения Субботы: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела свои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела , ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих». Однако в редакции книги Исход обоснование соблюдения субботы заключается в истории сотворения мира Богом за 6 дней, а в редакции книги Второзаконие необходимостью субботнего отдыха для всех людей, включая рабов и бесправных в древнем обществе пришельцев, а также рабочего скота, что является беспрецедентным по своей гуманности во всем законодательстве Древнего Востока. Пятая заповедь: «Почитай отца и мать твою», шестая – «Не убий», седьмая – «Не прелюбодействуй», восьмая – «Не укради», девятая – «Не произноси ложного свидетельства», десятая – «Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, (в редакции Втор. добавлено ни поля его), ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» – все они относятся к отношениям между людьми в обществе. По современным представлениям расхождения в редакциях объясняются тем, что редакция Книги Исход представляет первую, более краткую форму Д. Хотя судьба скрижалей с записью Д. после разрушения Первого Храма неизвестна, чтение Д. входило в ежедневное богослужение в период Второго Храма. В настоящее время десять заповедей иудеи произносят в две субботы в году при чтении соответствующих отрывков Торы и в праздник Шавуот. Однако признанием особого значения Д. является то, что все предписания Священного Писания для иудея основываются на заповедях Д. Хотя в новозаветной литературе евангелисты неоднократно ссылаются на заповеди Д. (за исключением соблюдения субботы), всё же только с 13 в. Д. занимает главное место в наставлении при исповеди в христианстве. В протестантизме Д. рассматривается как важнейшая часть религиозного образования и воспитания юношества. Следует указать также, что нумерация 1 и 2 заповедей Д. в иудейской традиции соответствует принятой в греко-православной и протестантско-реформистской традиции. О времени составления Д. в науке нет единого мнения. Одни исследователи полагают даже, что Д. представляет собой своего рода краткое изложение учения библейских пророков и составлено после 8 в. до н. э. Однако, по мнению других, современному состоянию изучения проблемы не противоречит то, что время составления Д. восходит к эпохе Исхода из Египта в 13 в. до н. э. или близкую к ней. Литература: И. Р. Тантлевский. Введение в Пятикнижие; Десять заповедей// Краткая еврейская энциклопедия. М. 1996.


Теги:  иудаизм
Дисциплина:  Религиоведение
Авторы:  Вихнович В. Л.