|
Школы, течения александрийская школа
Александрийская катехизическая школа – христианская богословская и образовательная школа в г. Александрии. Достоверная информация о возникновении А. Ш. отсутствует. Согласно Бархадбешаббе Арабайе, основателем А. Ш. является Филон Александрийский; Филипп Сидский же пишет, что основателем А. Ш. был Афинагор. Однако оба эти свидетельства ненадежны. Первым засвидетельствованным учителем в Александрийской школе был сицилиец Пантен, заведовавший школой приблизительно в 180–200 гг. После него дидаскалом А. Ш. стал Климент Александрийский (помощник Пантена в 190–200 гг., дидаскал в 200–202 гг.), а затем Ориген. Он разделил учеников на две группы, наиболее способным преподавая богословие и философию, менее же способные ученики проходили более элементарный школьный, а также катехизический курс под руководством помощника Оригена Иракла. Филипп Сидский приводит следующий список дидаскалов Александрийской школы после Оригена: Иракл, Дионисий, Пиерий, Феогност, Серапион, Петр, Макарий, Дидим, Родон. А. Ш. была самой философской из всех древнехристианских школ. Этому благоприятствовало территориальное положение школы – в Александрии, крупнейшем центре иудейской и греческой языческой учености, и городе, где находилась одна из богатейших библиотек того времени – Александрийская библиотека. Вероятно, александрийский школьный кружок унаследовал библиотеку Филона Александрийского. Непосредственный доступ к важным текстам языческой и иудейской культуры сделал Александрийскую школу крупнейшим центром образованности. Кроме того, имеет место сходство в структуре ранней А. Ш. и иудейской общины времен Филона: в обоих случаях духовное учительство было сосредоточено не вокруг носителей высшего духовного сана, но вокруг наиболее одаренных учителей; соответственно, учителям и духовному обучению отводилась весьма важная роль. Первые дидаскалы А. Ш. были вдохновляемы принципом цельного знания. С этим связана специфика обучения в А. Ш., заключавшаяся в том, что вместе с обучением христианской вере в школе преподавался и круг светских школьных наук. В период расцвета А. Ш. представляла собой училище, включающее общеобразовательную школу; при этом вершиной обучения в А. Ш. было богословие. Вероятно, такое положение в А. Ш. начало складываться при Пантене и тогда же в рамках школы произошло разделение на обучение кругу школьных наук и высших наук, относящихся к толкованию Писания и богословию. Последнему учил глава школы, первому – его помощник. Известно, что во время Оригена в Александрийской школе, помимо богословия, преподавались арифметика, геометрия, словесность и философия. Для стиля Александрийской богословской школы, сформированной при Оригене, характерен акцент на восходящем к Филону и Аристобулу аллегорическом методе толковании Священного Писания вкупе с определенным нивелированием его исторической канвы. Согласно подходу александрийцев, вследствие боговдухновенности Писания, «телесные» слова, образы и выражения Писания в качестве истинного имеют духовный смысл.
Литература: Дмитриевский В. Александрийская школа. Очерк из истории духовного просвещения от I до начала V в. по Р.Х. Казань, 1884. Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М., 2001. Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви // Христианской чтение. Апрель, май, 1913. Марру А.-И. История воспитания в античности (Греция). М., 1998. Сидоров А.И. Начало Александрийской школы: Пантен. Климент Александрийский // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова 3, 1998. Dawson D. Allegorical readers and cultural revision in ancient Alexandria. Oxford, 1992. Wilken R. Alexandria: A School for Training in Virtue // Schools of Thought in the Christian Tradition / Ed. P. Henry. Philadelphia, 1984.Теги: христианство, Византия, средневековая философия Дисциплина: Философия / Культурология / Религиоведение Авторы: Бирюков Д. С. |