КУЛЬТУРОЛОГИЯ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

ФИЛОСОФИЯ
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
ПОИСК КАРТА ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ
Школы, течения

антиохийская богословская школа

Антиохийская богословская школа – собирательное название для общих черт духовного и богословского направления представителей антиохийского богословия

Антиохийская богословская школа – собирательное название для общих черт духовного и богословского направления представителей антиохийского богословия.

В отличие от Александрийской школы, когда идет речь об А. б. ш., не предполагается обязательного существования образовательного учреждения с преемством дидаскалов.

Предварительный этап существования А. б. ш. представлен именами свт. Феофила Антиохийского (ум. после 180 г.), который занимался огласительной деятельностью, и пресвитера Малхиона (ум. во втор. пол. III в.). Важнейшей фигурой для ранней истории Антиохийской школы является пресвитер св. Лукиан Антиохийский (до 235 – 311). Лукиан учился в Эдессе у некоего исповедника Макария; после того, как он был в Антиохии рукоположен в пресвитера, он начал там же преподавать и толковать Писание. В плане экзегезы Лукиан разделял противоположный Оригену подход, противопоставляя оригеновскому аллегоризму буквалистическо-исторический экзегетический метод. Этот метод стал характерным для богословского стиля Антиохийской школы.

Наставничество Лукиана привело к формированию т. н. лукиановской школы, понимаемой как в смысле непосредственного ученичества у Лукиана, так и в смысле определенного стиля богословского мышления. Принадлежать к этой школе считалась почетной; причем, учениками Лукиана были многие известные представители аринства: сам Арий, Евсевий Никомедийский, Астерий-софист, Феогнис Никейский, Леонтий Антиохийский и др.

Последующее развитие школы А. б. ш. не имело преемственности с направлением Лукиана, за исключением его экзегетического метода. В этом отношении можно различать две достаточно отличные друг от друга Антиохийские школы: школу Лукиана и его последователей, и школу, связанную с именами Диодора Тарского, Феодора Мопсуэтского, Иоанна Златоуста, Феодорита Кирского, Нестория и др. Если для первой был свойственен субордиционизм, характерный также для богословского учения Оригена, приведший в конце концов к арианству, то для второй субордиционизм не характерен и она отмечена борьбой с арианством; в качестве же объединяющего момента для них выступать буквалистическо-исторический экзегетический метод.

Начало второго этапа Антиохийской богословской школы связано с наставничеством Диодора Тарского, вокруг которого сложился круг учеников. Диодор отличался особой нелюбовью к аллегорическому методу александрийцев. Учениками Диодора были как грекоязычные, так сироязычные христиане. В число его учеников входили, в частности, такие значимые церковные писатели того времени, как Феодор Мопсуэтский и свт. Иоанн Златоуст. Обучение в школе Диодора заключалось в чтении, запоминании и толковании Священного Писания. Следующим знаменитым наставником Антиохийской школы был Феодор Мопсуэтский. Феодор прошел обучение в риторской школе Либания, где изучал философию, риторику и историю. После получения светского образования, а затем подвизания в монастыре, Феодор учился у Диодора Тарского. После того как Диодор был рукоположен в епископы Тарса, он и его ученики покинули школу; остался только Феодор Мопсуэтский, который стал дидаскалом в школе Диодора. В богословском отношении Феодор учил о том, что единство Лица Сына обусловлено «вселением» Божества. Со временем Феодор стал авторитетнейшим толкователем Писания в Сирии, по толкованиям которого учились многие ученики, особенно на христианском Востоке; однако затем из-за подозрений в несторианстве его книги систематически уничтожались. Для экзегезы Феодора характерен прежде всего филологический подход, заключающийся в выяснении истинного значения слов и буквального смысла текста. Феодор признавал важность и широко использовал типологический способ экзегезы, устанавливающий связь между событиями Ветхого и Нового Завета. Этот способ экзегезы Феодор называл «созерцанием» и видел в нем задачу истолкователя Писания. Типологический способ толкования Писания сближает Антиохийскую и Александрийскую школы.

Определенный синтез Антиохийского и Александрийского подходов был представлен у еще одного антиохийца – блж. Феодорита Кирского (393–457 гг.), который стал одним из ведущих экзегетов Антиохийской школы. С одной стороны, блаж. Феодорит считает важным историко-грамматическое толкование Писания, с другой – принимает, что в Библии многое говорится образно, метафорично и таинственно, то что необходимо понимать духовно. Также в своей христологии блаж. Феодорит гораздо ближе к Александрийцем, чем его предшественники.

Осуждение на III Вселенском соборе в 431 г. идей Нестория привело к упадку Антиохийской школы, и даже некоторая реабилитация ее в 451 г. на Халкидонском соборе в корне не изменило ситуацию. Можно говорить о зачатках неоантиохийской школы во второй половине V в. – первой половине VI в., но осуждение «трех глав» на Пятом Вселенском Соборе в 553 г. привело к тому, что Антиохийская школа богословия как самостоятельная богословская школа окончательно перестала существовать. Идеи Антиохийской школы были переняты школой Эдесско-Нисибинской.

 

Литература:

Гаврилюк П. История катехизации в Древней Церкви. М., 2001.

Дьяконов А. П. Типы высшей богословской школы в древней Церкви // Христианской чтение. Апрель, май, 1913.

Сагарда А.И., Сидоров А.И. Антиохийская богословская школа и ее представители // Ученые записки Российского Православного Университета ап. Иоанна Богослова 3, 1998.

Сидоров А.И. Святой Лукиан Антиохийский и его ученики (К предыстории Антиохийской школы) // Альфа и Омега 1 (48) , 2 (49), 2007.

Bardy G. Recherches sur Lucien dAntioche et son école. Paris, 1936.


Теги:  христианство, Византия, средневековая философия
Дисциплина:  Философия / Культурология / Религиоведение
Авторы:  Бирюков Д. С.